Усилитель для изодинамических наушников

Усилитель для изодинамических наушников

Большинство людей, выбирающих технику, отдаёт предпочтение хорошо известным маркам, и это естественно — неизвестность пугает, особенно, если за неё надо платить. Конечно, если качественный на вид товар отдают совсем дёшево, можно и рискнуть. Но такое случается редко. Чаще бывает дорого и некачественно. Мы это знаем и потому относимся к новичкам с ещё большим недоверием. Очевидно, что вывод на рынок новой марки — исключительно сложное дело. О тех, у кого не получилось, быстро забывают. Победители же получают всё: известность, признание и преданных поклонников. Молодой компании HiFiMAN это удалось — её продукция хорошо известна. Популярность сыскали аудиоплееры HM-603 и HM-700, недорогой внешний ЦАП HE-101. А мы же попробуем заглянуть в мир изодинамических наушников на примере HiFiMAN HE-400i и HE-560, правда кроме планарно-магнитных, компания выпускает и обширную линейку внутриканальных динамических по вполне демократичным ценам.

Первые шаги

В 2005 году Доктор Фанг Биан создает в США компанию онлайн-торговли Head-Direct и параллельно начинает разрабатывать наушники, сначала внутриканальние (IEM), чуть позже — полноразмерные, а также аудиоплееры. Радиоэлектроника — его увлечение с детства, он занимался ремонтом радиоаппаратуры, главным образом портативной, и хорошо изучил достоинства и недостатки серийной техники ведущих брендов. В Штаты он приехал, чтобы изучать неорганическую химию, сначала — в Бостоне, потом в Нью-Йорке, где специализировался на наноматериалах и получил в итоге докторскую степень.

Через два года, то есть в 2007-м, он создаёт бренд HiFiMAN, и переводит штаб-квартиру фирмы на родину, в Тяньцзинь. Компания за несколько лет приобретает международный статус. В Китае размещаются центр разработки и собственная производственная база, в США, Европе и Японии — подразделения маркетинга и продаж.

Одним из первых продуктов, выпущенных под маркой HiFiMAN и привлекших к ней внимание приверженцев качественного звука, стали стационарные открытые изодинамические (планарно-магнитные) наушники HE-5. Модель не была свободна от некоторых «детских болезней», но тем не менее оказалась удачной, поскольку смогла показать преимущества старой, по сути забытой технологии.

Хорошо забытое новое

В прошлом веке изодинамические наушники производились многими японскими фирмами, а несколько таких моделей выпускалось и в СССР (ТДС-5, ТДС-7 и др.). Однако со временем в мире осталась единственная фирма, которая ещё продолжала их делать — Fostex, однако это были исключительно студийные модели. Самая популярная из них, T50PR, хоть и занимала топовую позицию, была весьма непрезентабельна на вид, недостаточно комфортна, да и по звуку не могла удовлетворить требовательных меломанов. Мало кто знает, что наибольшее распространение эти наушники получили как студийные мониторы для вокалистов. Они великолепно передавали голосовую часть спектра, но на краях диапазона были недостаточно линейны. Хотя и стали очень популярны в силу своей относительно невысокой цены.

Уход изодинамических головных телефонов в тень был закономерным, главным образом, из-за высокой себестоимости драйверов и низкой чувствительности. Впрочем, здесь следует немного отвлечься от истории и объяснить их принцип работы.

Драйверы динамических наушников имеют такое же устройство, как и динамики, устанавливаемые в колонки. Мембрана (или диффузор) приводится в движение кольцевой звуковой катушкой, которая размещена в постоянном магнитном поле. У планарного драйвера катушка плоская, она нанесена на тонкую полимерную пленку и имеет форму меандра (изодинамический излучатель) или спирали (ортодинамический). Магнит со сложной конструкцией — по сути это целая система магнитов с чередующейся полярностью, установленных на двух решётках, между которыми и размещается плоская катушка. Или на одной, расположенной лишь с внешней стороны от пленки (именно такую конструкцию имеют драйверы HiFiMAN).

Диафрагма с плоской катушкой имеет значительно меньшую массу, чем подвижная система динамического драйвера, она обладает меньшей инерционностью и быстрее откликается на изменения входного сигнала. Она меньше деформируется, поскольку движущая сила распределена по всей площади плёнки, а не сосредоточена в центральной части диффузора. Поэтому планарные драйверы отличаются более высоким разрешением, особенно на ВЧ, и меньшими нелинейными искажениями. Большая площадь катушки обеспечивает ей эффективное охлаждение, поэтому планарные драйверы легко выдерживают высокую подводимую мощность, что отчасти компенсирует главный недостаток технологии — невысокую чувствительность и необходимость в серьёзном усилителе.

Однако сложная конструкция решётки с магнитами не только обусловливает её большую себестоимость, но и усложняет получение ровной частотной характеристики из-за отражений и локальных резонансов. Что неизбежно сказывается на цене.

Читайте также:  Жестокость японцев во второй мировой

Однако люди, однажды «подсевшие» на планарные наушники, помнят этот опыт всю свою жизнь и стараются к нему вернуться. Благо, ассортимент их постоянно расширяется и даже появляются относительно недорогие модели.

Всё лучше и лучше

Технический прогресс позволяет постепенно преодолевать «детские болезни» планарной технологии. В выпущенной в 2015 году старшей модели HiFiMAN HE-1000 используется диафрагма из тончайшей нано-плёнки, разработанной самим доктором Фангом. А внутренние отражения звуковых волн устраняются с помощью фирменной технологии WindowShade. Диапазон частот простирается от 8 Гц до 65 кГц.

Что касается относительно невысокой чувствительности (у HE-1000 она равна 90 дБ), то эта особенность легко преодолевается с помощью усилителей для наушников и аудиоплееров HiFiMAN. Не так давно у нас был опубликован обзор модели HM-802, который допускает замену усилительных модулей. Один из них, Balanced, легко раскачает даже более требовательные наушники, чем HE-1000.

В последнее время у компании появились специальные модели для портативной техники, также на основе планарно-магнитной технологии. В частности, это новейшие HE-400S с чувствительностью 98 дБ и HE-400i — 93 дБ, что уже позволяет использовать их с портативной техникой или недорогими усилителями для наушников.

Проверка слухом

Нам удалось познакомиться с двумя свежими моделями HiFiMAN: HE-560, занимающую в иерархии третью позицию сверху (если не считать модель Edition X, которая пока не поставляется в Россию) и уже упомянутую HE-400i, которая позиционируется как универсальная, то есть способная работать не только со стационарной, но и мобильной техникой.

Технические характеристики (HiFiMAN HE-400i / HE-560)

  • Акустическое оформление: открытое
  • Тип драйверов: магнитно-планарные (изодинамические)
  • Диапазон частот, Гц: 20–35000 / 15–50000
  • Импеданс, Ом: 35 / 50
  • Чувствительность, дБ/мВт: 93 / 90
  • Масса, г: 370 / 375
  • Кабель: съёмный 1,5 м
  • Коннектор: 3,5 мм + адаптер на 6,3 мм / 6,3 мм
  • Розничная цена (на момент публикации) 38490 / 62990 рублей

Традиционно для HiFiMAN наушники поставляются в объёмистых коробках, HE-560 — в роскошной из натурального дерева, HE-400i — из плотного картона, но не менее шикарной.

В комплекте — сами наушники, съёмные кабели, документация, а у HE-400i – ещё и адаптер с 3,5 мм на 6,3 мм.

Старшей модели переходник не нужен, поскольку у неё такой коннектор штатный.

Конструкция у двух моделей схожая, отличаются они лишь материалами: у HE-560 корпуса выполнены из натурального дерева, у HE-400i — из пластика, покрытого блестящим лаком.

Подушки (их можно менять) — комбинированные из эко-кожи и велюра. Оголовье — из гибкой стальной ленты. Поначалу усилие прижима к голове кажется избыточным, но со временем давление должно ослабнуть. Кстати, сама конструкция оголовья — новая, и как нам показалось, более удобная, чем у моделей прошлого поколения.

Кабели — с проводниками из монокристаллической меди в тканевой оболочке. Позолоченные разъёмы, которыми крепятся кабели к чашкам, – стандартные для HiFiMAN, так что с заменой шнура, когда он износится, проблем не возникнет.

Слушали обе модели на стационарной системе: ЦАП PS Audio PerfectWave DAC MkII с усилителем Fostex HP-A8C. Цифровой источник — специализированный компьютер с аудиоинтерфейсом ASUS Essence ST, вывод на ЦАП — по коаксиалу. Возможность использования с портативными источниками проверялась на смартфоне Samsung Galaxy S4 LTE (GT-i9505). В программе прослушивания — все жанры, включая тяжелый рок, джаз, классику, просто рок и танцевальную электронику.

Считается, что планарно-магнитные наушники требуют разогрева чуть ли не после каждого перерыва, и для этого есть определённые основания: старые модели (к примеру, тот же Fostex T50PR) с толстыми и жёсткими пленочными диафрагмами начинали нормально звучать через 15–20 минут после запуска воспроизведения. Но наши «подопытные» этого не потребовали — они сразу заиграли легко и прозрачно.

Звучат две модели по-разному, хотя характер у них общий. У обеих звучание очень ровное, сбалансированное, практически свободное от окраски и резонансов. Комфортность сочетается с высочайшим разрешением во всем диапазоне. Особенно впечатляет детальность на высоких. Но — без чрезмерности: не выявляются недостатки записи и не вытягиваются несущественные подробности, отвлекая от сути музыки. Басы правильные — их ровно столько, сколько должно быть, не много и не мало. Они быстрые, чётко артикулированные. Полнокровный вокал, впечатляющая середина. Роскошно идёт «тяжеляк»: плотно, напористо, с мощным накатом и при этом без неприятной резкости или мутности на верхах. То есть проявляются лучшие качества планарных наушников без недостатков и слабостей старых моделей.

Читайте также:  На ноутбуке не работает тачпад что делать

Разница в звучании HE-560 и HE-400i становится заметной только при их попеременном прослушивании. Это значит, что если вы ограничены в бюджете и не можете себе позволить старшую модель, смело берите младшую. Главное — не слушать при этом старшую. Но если любопытство пересилит благоразумие, сразу поймёте, почему HE-560 дороже. Звучат они чище, ещё ровнее, детальнее и реалистичнее, а потому и степень эмоциональной вовлечённости с ними выше. Однако немного тише, чем HE-400i, поэтому уровень громкости на усилителе приходится увеличивать, ну, скажем, с 9 до 11 часов.

Обычный смартфон модель HE-560 не раскачивает — приходится увеличивать усиление в плеере, а это неизбежно приводит к заметным искажениям. А вот HE-400i уже можно слушать, хотя на некоторых записях придётся выводить уровень на максимум. Так что в идеале даже этой модели необходим дополнительный усилитель или плеер с мощным выходом.

Только планарная технология в этом не виновата: наушники с действительно качественным звуком в любом случае потребуют дополнительного устройства вне зависимости от типа драйвера.

Это сайт о моем хобби – аудио оборудовании на Лампах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . "I was the Walrus, But now I’m John" – John Lennon 1970

Примерно в конце позапрошлого года я закончил макетирование на мой взгляд таки довольно “забавного” усилителя для изодинамических наушников. По результатам слуховых испытаний макета было создано два серийных образца под общим названием “Victor’s Light Voice (vLv) – IZO”.

Дело в том, что сотни страниц обсуждения на специализированных форумах посвящены так называемой “раскачке” изодинамических наушников “Топ” сегмента, выпускаемых компанией HiFi Man. Суть обсуждения сводится к тому, что “де факто” предполагается, что HiFiMan выпускают наушники с совершенно невероятными звуковыми характеристиками – но… вот только есть одна маленькая проблемка – наушники настолько низкочувствительны, что услышать “во всей полноте” и оценить в полной мере их звучание можно исключительно на “специально – особом” усилителе, найти который – просто нереально сложно-сложно и очень, очень дорого 🙂 При этом конструкции на лампах зачастую исключают из обсуждения, мотивируя это тем, что они формально якобы не обеспечивают необходимой мощности и имеют слишком большие габариты.

Приведенные ниже “Замечания” в основном имеют отношение к транзисторным усилителям. Но, в некоторой степени, косвенным образом – ламп это тоже касается – и чуть позже я расскажу почему более подробно.

Замечание №1. На мой взгляд, проблема так называемой “раскачки”- помимо низкой чувствительности обычно вызывается неравномерностью импеданса и недостаточно широкой полосой полной мощности усилителя. Как правило,с импедансом у изодинамики особых проблем нет – зависимость сопротивления излучателей от частоты довольно ровная и мощность “забираемая” ими от усилителя не сильно меняется в зависимости от частоты и спектрального состава сигнала. А вот с полосой полной мощности у большинства “традиционно спроектированных” усилителей проблема имеется. В рамках традиционной схемотехники для обеспечения широкой полосы полной мощности – необходим как минимум “энерговооруженный” блок питания. Разработка такого блока требует определенного опыта и знаний, то есть – экономически затратна, сама конструкция требует индивидуальной подстройки, интеллектуально сложна в практической реализации и не позволяет делать изделия легкими и гламурно-анорексично-миниатюрными.

Замечание №1.1. Как вроде бы совершенно логичные рассуждения приводят к фатально ошибочным (в смысле влияния на качество звучания) расчетам – можно посмотреть например здесь – Упрощенное обоснование выбора мощности БП.

Замечание №2. В серийном производстве для “продвижения” продукта выгоднее наращивать такие стратегически выигрышные “знаковые” характеристики, как “выходная мощность” и “коэффициент нелинейных искажений” (как правило без расшифровки приводимых цифр и методики измерений). Получается, что проще и дешевле штамповать “изделия” формально соответствующие “знаковым” характеристикам , чем выпустить действительно хорошо звучащую конструкцию, требующую индивидуальной настройки. К сожалению, в последнее время такие тенденции прослеживаются и в мелкосерийном производстве и даже в DIY. Например, вот “знаковые” характеристики одной из популярных конфигураций усилителя, название которого начинается на “β” 🙂 — выходная мощность 2×36Вт@4Ом при 0.003% THD — и это в коробочке размерами 280х330х60мм и весом 6 кГ. При этом не уточняется, сколько именно минут (или секунд?) эта коробочка сможет отдавать в нагрузку заявленные 72 Вт хотя бы на одночастотном тестовом синусоидальном сигнале. Совершенно очевидно, что с низкочувствительными наушниками такой усилитель не справится – даже если и не будет ограничения сигнала по амплитуде, то на пиках сигнала из-за узкой полосы полной мощности будет наблюдаться “плавание” спектрального состава сигнала. В звуке такой эффект проявляется как преобладание, выделение СЧ диапазона вплоть до проявлений “сибилятивности” на спектрально плотных записях, звучание можно охарактеризовать как громкое, но легковесное и “крикливо-истеричное” 🙂 Подбором кабеля, как многие советуют – исправить такое звучание невозможно.

Замечание №3 . Дело в том, что цифры “мощности” и “коэффициента искажений” имеют весьма отдаленную связь с объективными ощущениями того, звучит ли усилитель “уверенно, наполненно и мощно“, а так же “чисто и прозрачно”.

Читайте также:  Генератор озона для автомобиля

Два усилителя на лампах, представленные ниже – вполне уверенно это доказывают 🙂

Первая конструкция ==Light Voice IZO DHT” – с выходным каскадом на прямонакальных триодах.

ТОП Лучшие изодинамические наушники Hi-End

Мой рейтинг лучших современных изодинамических наушников. В рейтинг включены наушники, которые мне довелось послушать и полноценно оценить их звучание. Распределение по местам в рейтинге согласно моих личных предпочтений и вкусов, не претендует на объективную истину, и не обязательно должно совпадать с вашим. Мой рейтинг ТОП динамических наушников можно увидеть здесь.

1. HiFiMan Susvara

Открытые 60 Ом / 83 дБ / 6 — 75000 Гц
Производство: Китай

Изодинамические наушники с детальнейшей, прозрачной серединой, точнейшим реалистичным звучанием, передающим абсолютно все нюансы исполнения. Прекрасное построение сцены и расстановка на ней музыкальных партий в несколько планов. Идеально подходят для вокала, классической музыки и живых инструментов. Самые комфортные и удобные по посадке среди топовой изодинамики. Наушники крайне требовательны к мощности и качеству усиления.

Открытые 46 Ом / 85 дБ / 5 — 28000 Гц
Производство: США

Невероятно детальный и прозрачный звук в сочетании с глубокой сценой, великолепной динамикой и живыми эмоциями при прослушивании музыки. Мощный, собранный и глубокий бас делает пригодными наушники для самых злых и динамичных стилей. Минус — на голове сидят как чугунный котелок. Крайне требовательны к мощности и качеству усилителя.

Открытые 200 Ом / 97 дБ / 5 — 50000 Гц
Производство: США

Детальные и ясные верхние частоты, насыщенная середина и весомый, сочный бас. LCD-4 хорошо передают пространство сцены, на которой музыканты чётко расположены впереди слушателя, а динамика барабанных партий доносится из глубины музыкально площадки, но не теряет удара. Наушники подойдут под любой жанр музыки, хорошо играют рок. Т ребовательны к мощности и качеству усилителя.

4. Kennerton Thror

Открытые 42 Ом / 100 дБ / 10 — 55000 Гц
Производство: Россия

Чувствуется русский дух. Сборка в Санкт-Петербурге. Полноценный звук топовой изодинамики — детальный, богатый, живой. Жанрово универсальны, играют любую музыку на отлично от больших оркестров до тяжёлого метала. В отличии от старой модели, Трор стали на порядок легче и удобней для длительного прослушивания музыки. Как любая изодинамика, требуют качественный усилитель для полноценного раскрытия потенциала , но могут неплохо сыграть с настольным комбайном.

Открытые 15 Ом / 98 дБ / 5 — 20000 Гц
Производство: США

Портативная версия американского флагмана Audeze LCD-4. В отличии от старшей модели, LCD-4z имеют меньше импеданс, что делает их пригодными для использования с настольным комбайном, портативным усилителем для наушников или даже с портативным плеером с повышенной мощностью усиления, например: Cayin N8 или Astell&Kern Kann Cube. По звуку наушники отличаются меньшим количеством высоких частот и более густой атмосферой подачи музыкального материала. Наушники отлично подходят под рок и другие стили.

6. Meze Empyrean

Открытые 31,6 Ом / 100 дБ / 4 — 110000 Гц
Производство: Румыния

Невероятно комфортные и приятные наушники. Качественно сделаны и стильно выглядят. Но самое главное — звук. Здесь есть и техничность и приличная доля вовлекатора, мягкого, но когда нужно чёткого баса, слегка приглушённых, но увесистых высоких частот и сочная середина.

Ссылка на основную публикацию
Умные часы для детей xiaomi mi bunny
Детские смарт-часы Xiaomi, изготовленные из прочного пластика различных оттенков, предназначены для отображения текущего времени и дополнительной информации (например, о пройденной...
Телефон с камерой лучше чем у айфона
В России начинаются продажи смартфонов iPhone XS и iPhone XS Max. Цены в этот раз просто заоблачные — средняя (256...
Телефон с горизонтальной камерой
Сегодня мало кого можно удивить телефоном с двумя основными камерами. А вот сдвоенную фронтальную камеру встретишь далеко не в каждом...
Улучшить качество связи мтс
Усилитель сигнала МТС– специальный прибор, который необходим для того, чтобы предоставлять более сильный сигнал сотовой связи. Невозможно звонить или отправлять...
Adblock detector