Лексический разбор текста образец

Лексический разбор текста образец

1. Найти многозначные слова (2-3), определить их значение в данном тексте, привести (для доказательства) другие значения

2. Найти слова в переносном значении, определить характер переноса и его роль в тексте.

3. Найти (если есть) слова с контекстуально обусловленным значением (с ограничением лексической или грамматической сочетаемости), определить его тип

4. Найти (если есть) слова одной ЛСГ и/или ТГ, выявить интегральные и дифференциальные семы.

5. Найти (или подобрать к 2-3 словам) синонимы и антонимы, определить их тип и роль в тексте.

6. Найти заимствованные слова (в т.ч. старославянизмы), определить степень их освоенности.

7. Найти необщеупотребительную лексику, определить ее тип и роль в тексте.

8. Найти слова пассивного запаса, определить их тип и роль в тексте.

9. Найти стилистически окрашенную лексику, определить ее тип и роль в тексте.

10. Найти (если есть) фразеологизмы, определить их ЛЗ и тип.

Методика и образец лексического анализа текста

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы…

1. Дохнул — здесь: «подул, повеял (холодом)». (Др. знач.: дохнуть на кого-н. перегаром).

Застыл — здесь: «замерз, покрылся льдом». (Др. знач.: застыть на месте («замереть»), лицо его застыло («стало неподвижным»).

Страждут — здесь: «страдают, терпят ущерб, урон от чего-л». (Др. знач.: «испытывать страдание»; « болеть»; «переживать»).

2. Нагие (ветви)перен.: «без листьев». Метафора (перенос по сходству).

Бежит (ручей) — перен.: «быстро литься, течь». Метафора. Роль в тексте — в обоих случаях — олицетворение природы, средство выразительности.

Бешеная (забава)перен.: «большой силы, напряжения; яростный». Метонимия (перенос по смежности).

3. Наступил (октябрь) — «пришел, начался (о времени, состоянии)» — значение лексически связанное: реализуется только с определенной группой слов, что отмечено и в толковании.

Отъезжее (поле)только со словом поле: «отдаленное, предназначенное для охоты» — значение фразеологически связанное, реализуется в сочетании с определенным словом.

4. Слова ЛСГ «водоем»: пруд, ручей. Интегральная сема — «водоем». Дифференциальные семы: «искусственный», «стоячий» (пруд); «естественный», «текущий» (ручей).

5. Синонимы: дубрава, роща — «лиственный лес». Синонимы стилистические (дубрава — высок.) и оттеночные (дубрава — чаще дубовый лес). Их роль — стилистическая, как средство выразительности.

Промерзать, застывать — синонимы оттеночные (тождественны компоненты «замерзнуть», но: промерзнуть « насквозь», застыть — «превратиться в лед»). Их роль — дифференцирующая оттенки смысла.

Уж, уже — стилистические синонимы.

Антонимы: уже (застыл) — еще (бежит). Антитеза: стоячий пруд уже застыл, а бегущий ручей еще бежит, т.е. еще не застыл.

6. Заимствованные слова:

собака — иранское или скифское,

октябрь — латинское через греческое,

хлад, страждут — старослявянизмы.

Первые два — освоенные заимствования нейтрального стиля; старославянизмы — устарели, носят высокую, поэтическую стилистическую окраску и используются как средство языковой выразительности.

7. Слова охота («свора собак для охоты») и отъезжие поля («отдаленные поля, предназначенные для охоты») можно отнести к специальной (охотничьей) лексике.

Использованы для придания достоверности, точности изображения картины мира, подробностей помещичьего быта (охота — любимое занятие помещика в осеннее время).

8. Устаревшие слова: хлад, страждут, отряхает, листы, поспешает — архаизмы, использованы как художественное средство в поэтическом тексте.

Слова охота и отъезжие поля — историзмы, характерны для предшествующей эпохи, называют утраченные теперь понятия.

9. Стилистически окрашенная лексика:

высокая, книжная, поэтическая — хлад, страждут, листы, дубрава, нагие;

сниженная, разговорая — застыл, поспешает, отряхает.

Использованы как определенное стилистическое средство.

Устойчивый оборот: отъезжие поля — фразеологическое сочетание.

Читайте также:  Открытие в режиме защищенного просмотра зависает excel

ПАМЯТКА

Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:

ключевые слова (словосочетания);

слова, употребленные в переносном значении;

синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;

слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);

заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);

профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;

объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;

уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;

подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;

провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;

показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.
Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.

Упражнение 1. Запишите начало очерка «Радонежские травы», объясните орфограммы. Докажите, что отрывок является именно началом текста.

В Подмосковье есть немало заветных городищ и урочищ, славных своим историческим прошлым. Одно из них – древний Радонеж, затерянный к северу от столицы. Насыпные земляные валы, заслонявшие «древян-град», и поныне глядятся внушительно. Можно представить, как сказочно благолепен возвышался Радонеж с его теремами, башнями и колоколенками, за двумя ярусами дубового тына, за пряслами и мощными крепостными воротами. Летом обвевался градец смолистым воздухом, пропитывался душмяными травами; зимой здесь сквозь алмазы и хрусталь сугробов все светилось покоем, а густой бас меди и сдержанный говорок посадников перемежались с похрустыванием деревьев, окоченевших на морозе.
Пронеслись века. Ни детинца, ни посада не пощадил всепожирающий огонь давнего лихолетья. Лишь земляные валы, когдато вздыбленные руками человека, хранят следы былого Радонежа. И живым приветом старины покажутся благовонные травы, произрастающие на этих валах.

1. Произведите лексический разбор текста (см. Памятку).
2. Запишите толкования лексического значения слов: городище, урочище, лихолетье, прясло, тын , – используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).
3. Подберите синонимы к словам: благолепный, благовонный, древний. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

Городи’ще, -а, ср. Место, где в древности был город или укрепленное поселение. Раскопки городища.
Лихоле’тье, -я, ср. (устар.). Время смут, бедствий.
Пря’сло, -а, род. мн. -сел, ср. (обл.) 1. Изгородь из длинных жердей, протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба. П. на околице деревни.
Тын, -а, м. (обл.). Забор, частокол (в старину оборонительное заграждение из врытых в землю заостренных бревен).

(Из Толкового словаря русского языка)

Работа по лексике как часть комплексного анализа текста.

Упражнение 2. Запишите текст, объясните правописание глаголов. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на лексический разбор текста (см. Памятку). Выполните эти задания.

Читайте также:  Симс 3 не видит дополнения что делать

Как дрогнет сердце натуралиста, как отзовется терпкой болью воспоминаний, когда сорвешь стебелек душицы! Вдохнешь 3 , и всего пронижет потрясающий запах. Одни стебельки душицы отцвели, другие розовеют, молодея августовскими 2 днями. Может быть 7 , душица и была лучшей заваркой до знакомства на Руси с привозным6 чаем 4 ? Может быть, хотя с нею могли соперничать мята, зверобой, липовый цвет, богородская трава – чабрец.

1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие средства выражения отношения, оценки используются автором?
2. Подчеркните грамматические основы предложений. В каких предложениях нет подлежащего? Подумайте, почему такие предложения называются односоставными.
3. Выполните одно из заданий (по выбору):

а) произведите на материале текста разные виды разбора;
б) выпишите из текста словосочетания, в которые входят прилагательные;
в) подготовьтесь к пересказу текста, напишите изложение.

Упражнение 3. Прочитайте словарную статью из Словаря русского языка (в четырех томах). Какими признаками научного стиля обладает этот маленький текст?

Души’ца, -ы, ж. Травянистое луговое растение семейства губоцветных, с мелкими лилово-розовыми душистыми цветками, собранными в соцветия (используется в парфюмерии и медицине).

1. Сравните информацию, данную в словаре, с тем, что рассказывается о душице в тексте упр. № 2.
2. Запишите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Душица – это.

Упражнение 4. Найдите «лишнее».

1) Сорвешь, вдохнешь, заваришь, удивляешься.
2) Душица, мята, зверобой, крапива.
3) Растение, росток, растёшь, растущий.

Упражнение 5. Подготовьтесь к выразительному чтению.

У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.

Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.

А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.

Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.

1. Какова главная мысль поэтического текста?
2. Найдите в тексте синонимы, антонимы. Какова их роль?
3. Сравните: глава – голова. Какое слово придает тексту особое, торжественное звучание?
4. Подберите синонимы к вводным словам быть может.
5. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Упражнение 6. Определите основную мысль текста.

. Одного дружинника 2 , как раз в деловые часы, начала хватать болезнь: скука, немогота, смертная тоска. Дружинник говорит сам себе: «Меня хочет одолеть цинга. Я ей не поддамся. У нас дружина малолюдна. Моя работа грузом упадет на товарищей. Встану да поработаю, пока жив».
Через силу он сползал с нар и начинал работать. И чудное дело: лихая слабость начала отходить от него, когда он трудился.
Дружинник всякий день и всякий час сопротивлялся немощи. Доброй мыслью побеждал печаль и победил цингу: болезнь оставила его.

1. Какие синонимы к словам грусть, болезнь используются в тексте?
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Докажите, что это текст.
3. Объясните значение слова немогота, принимая во внимание, что неможет – значит болеет (обл.).
4. Запишите ряд однокоренных слов к существительным-синонимам: работа, труд.

Упражнение 7. Определите тему, основную мысль текста. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение лексики. Выполните их.

Пушкину, прошедшему школу классицизма, свойственно очень точно и логично разграничивать смысл слов, используя чаще всего общепринятые, закрепленные словарем значения. Интересна с этой точки зрения «Зимняя дорога» (1826).

В этих семи строфах дана целая гамма синонимов: печаль, скука, тоска, грусть, и каждое из этих слов отличается свойственными ему, (не)зависящими от автора смысловыми оттенками. Поляны – печальные, потому что луна льет1 на них печальный свет; дорога – скучная; песни ямщика – тоскливые (сердечная тоска); поэту – грустно. «Скучно, грустно. » – говорит он, объединяя эти два слова в одном восклицании, но тут же и поясняет их различие:

Читайте также:  Как добавить фигуру в смарт арт

А в последнем стихе – замечательное отуманен лунный лик, которое значит не столько то, что луна подернута туманом, – луна, воспринятая здесь как живое существо, как человек (лик), отуманена печалью.

(Е.Эткинд. Разговор о стихах)

1. Перечитайте стихотворение «Зимняя дорога», понаблюдайте за употреблением синонимов, повторяющихся слов.
2. Используя примеры из художественных произведений, докажите, что синонимы – «то же, да не то же».

Упражнение 8. Подготовьтесь к выразительному чтению в процессе комплексной работы с текстом. Сформулируйте самостоятельно еще несколько заданий (см. упражнения № 1, 2) по лексике. Выполните их.

У тонкого сна на краю,
покорного рвущему мигу,
я рай увидал,
а в раю –
настольную лампу и книгу.
Да, книгу в блаженном окне,
под теплою лампой настольной.
И труд золотой, добровольный,
настоянный на тишине.
Растроганно, (не)спеша
там книгу впивает душа.

1. Найдите в поэтическом тексте ключевые слова. Какое имя существительное является «самым ключевым» словом?
2. Какие слова употребляются в переносном значении?
3. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?
4. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из стихотворения?
5. Запишите стихотворение. Разберите по членам предложения, используя графические обозначения, первое и последнее предложения.
6. Какие книги, какие тексты надо читать непременно не спеша, чтобы их впитывала, впивала наша душа? Как автор характеризует этот труд души?
7. Запишите несколько формулировок тем сочинения, в которых слово книга будет являться ключевым.
8. Напишите сочинение о своей любимой книге, которую вы не только читаете «не спеша», но и перечитываете, размышляете над ней, анализируете и содержание, и язык, и композицию.

Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции , фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Ссылка на основную публикацию
Компьютер не видит рутокен что делать
1. Возможно, на токене перегорел светодиод (лампочка). Для проверки следует: Открыть «Пуск» > «Панель управления» > «Панель управления Рутокен» (если...
Канал шалун пин код
Компания МТС давно начала свою экспансию в сегмент потребительского телевидения. Сервис цифрового вещания от компании МТС пользуется спросом как среди...
Кнопка none на клавиатуре где
Где на клавиатуре кнопка None Ответы и объяснения 1 Такой кнопки не существует О_о Знаете ответ? Поделитесь им! Как написать...
Критическая ошибка 40 с сервера что делать
Ошибка "не удается завершить защищенную транзакцию" у пользователей браузера Opera 12.16 - 12.17 может возникать при попытке авторизоваться на некоторых...
Adblock detector