Фильмы снятые одним планом

Фильмы снятые одним планом

Все о работе с видео

Учебные курсы

Форма подписки

для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео

Форма подписки

для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео

Подпишитесь на почтовую рассылку по созданию видеороликов.

В любой момент вы cможете отказаться от подписки, если она вас не устроит.

Популярные статьи

Свежие статьи

В статье о правилах видеосъемки обсуждался вопрос длинного кадра. Обычно длительность кадра в фильме или телепередаче не превышает 5-6 секунд. Вы можете убедиться в этом, когда очередной раз будете смотреть телевизор.

Это стандартное правило монтажа, основанное на том, что видео, в котором картинка часто сменяется, смотрится живее и интереснее, воспринимается легче.

Почему так? Оказывается, это правило учитывает особенности человеческого зрения и восприятия окружающих объектов (подробнее — зрительные образы и монтаж).

Длинный кадр — это непрерывный кадр, который длится дольше обычного, съемка без монтажных склеек.

Обычно при монтаже видео длинные кадры разбиваются на короткие, вставляются перебивки, другие кадры. Это классическое правило видеопроизводства.

Но означает ли это, что длинный кадр использовать нельзя? Конечно же, нет. Из любого правила есть исключения. Главным, определяющим моментом при создании фильма является не длительность кадра, а замысел автора данной картины.

Каждый фильм служит для передачи художественного замысла режиссера, что именно он желает донести до зрителя. Если режиссер считает, что для восприятия зрителями смысла, настроения, эмоций, информации необходим именно длинный кадр, он вправе его использовать.

Конечно, не у каждого режиссера использование длинного кадра получается удачным, потому что это один из самых сложных кинематографических приемов. Чем длиннее кадр, тем сложнее получить идеальный результат без монтажной склейки.

Но многие признанные мастера с успехом применяли длинный кадр, и их работы считаются настоящими шедеврами кинематографа.

Вот несколько примеров.

Известная картина Альфреда Хичкока «Веревка» снята именно длинным кадром. При длительности 80 минут, фильм состоит всего из 10 кадров, каждый из которых длится от 6 до 10 минут. Даже стыковка кадров сделана максимально незаметно, на переходах, например, спинах действующих персонажей.

Представьте, насколько сложно снимать такой фильм. Все мизансцены должны быть точно выверены, актеры должны безошибочно помнить текст своей роли, играть без погрешностей, в соответствии с замыслом режиссера. Точно также должны отработать и остальные члены съемочной команды — оператор, осветители, звукорежиссеры и пр.

В обычных фильмах неудачный момент переснимается по нескольку раз, и в этом нет проблемы, если кадр длится 10-30 секунд. А теперь представьте, если надо делать несколько дублей 10-минутного кадра.

При съемке длинного кадра определяющим является мастерство оператора. В этом отношении нужно выделить операторскую работу известного советского кинооператора и режиссера Сергея Урусевского в фильме Михаила Калатозова "Я — Куба".

Практически вся картина снята ручной камерой. Урусевский постоянно использовал внутрикадровый монтаж: движение камеры, изменение фокуса, наезд, отъезд, панораму, трансфокацию. Оператор перемещался с камерой по залу, спускался во время съемки на лифте, заходил в бассейн.

Операторская работа Урусевского до сих пор (с 1964 года) считается эталонной в истории киноискусства.

Мастером длинного кадра является знаменитый итальянец Федерико Феллини. В его картинах планы длительностью несколько минут смотрятся настолько динамично, что зрители совершенно не замечают, что кадры не монтированы.

Из русских знаменитых режиссеров, снимающих не просто длинные, а сверхдлинные кадры, является Андрей Тарковский. Вспомните его фильмы, например, всем известный "Солярис", получивший Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам различных рейтингов эта картина входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа.

Тарковский всегда был противником "резки" кадра, считал, что это нарушает целостную ткань катрины.

Вообще, в 70-90-х годах прошлого века многие известные режиссеры использовали длинный кадр как ключевой, стилеобразующий прием.

Бела Тарр в фильме «Макбет», длящемся 1 час, делает всего одну склейку. Этот же прием применяли Микеланджело Антониони, Стэнли Кубрик, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Михаэль Ханеке, Пол Томас Андерсон и многие другие.

Была просчитана средняя продолжительность кадра в фильмах семи культовых режиссеров, и получены следующие результаты:

Серджио Леоне — 7 сек.

Федерико Феллини — 8,8 сек.

Франсуа Трюффо — 13,5 сек.

Ингмар Бергман — 16,7 сек.

Жан-Люк Годар — 20,7 сек.

Андрей Тарковский — 40 сек.

Бела Тарр — 178,3 сек.

В наше время (после 2000 г.) режиссеры также используют длинный кадр. В 21-м веке появились цифровые камеры, которые дают возможность снимать сверхдлинные кадры, поскольку теперь нет ограничения времени длительностью кинопленки.

Режиссеры используют эту возможность для новаторских, экспериментальных картин. Например, фильм Майка Фиггиса «Тайм-код» — это полтора часа однокадровой съемки.

Аналогичный пример у нас: Александр Сокуров снял однокадровый фильм об истории России "Русский ковчег" длительностью 87 минут, который снимался в Зимнем дворце с участием 2000 актеров. Примечательно, что фильм был снят за один день, но, правда, с третьей попытки.

Можно назвать много современных фильмов, в которых используются длинные кадры. Вот несколько примеров таких картин:

«Дитя человеческое» (2004) — сцена засады длится 4 мин. 7 сек., сцена сражения — 7 мин. 34 сек.

"Олдбой" (2003) – сцена драки — 2 мин. 34 сек.

«Искупление» (2007) – сцена в Дюнкерке — 5 мин. 7 сек.

«Голод» (2008) – сцена беседы продолжается 16 мин. 30 сек. при полностью статичной камере на всем ее протяжении.

«Честь дракона» (2005) – сцена драки на лестнице — 3 мин. 55 сек.

«Гравитация» (2013) – первый кадр — 17 мин.

Читайте также:  Какое приложение открывает pdf на андроиде

«Горячие новости» (2004) — сцена перестрелки 6 мин. 47 сек.

Конечно, это не все примеры длинного кадра в современном кино, хотя распространенным в наше время этот прием назвать нельзя. Удачным или нет получился результат — судите сами.

Что касается телевизионных передач, то существует такое понятие, как репортажное определение длинны кадра: пока длится событие, пока поступает новая информация, кадр может не заканчиваться.

Если репортер заснял какой-то важный, эксклюзивный материал, то его показывают целиком, не обращая внимание на длительность. Здесь главное — информация, а не "смотрибельность".

Вы, наверняка, видели, как по центральному телевидению показывают видео, снятое на мобильный телефон, если оно несет действительно ценную информацию.

Аналогично, если выступает оратор с какой-то значимой речью, то кадр длится столько, сколько нужно. Никто не будет перебивать кадр с обращением, например, президента, какими-то вставками или перебивками.

Итак, подведем итоги: можно ли и нужно ли использовать длинный кадр?

Если вы считаете, что только таким образом вы можете реализовать свой замысел и донести до зрителя смысл или настроение данной сцены, то используйте его.

Если вы считаете, что сможете достойно выполнить съемку длинного кадра — используйте его.

Кино без монтажных склеек

Как снимались самые известные сцены «одним дублем»

Кино, в отличие от живописи или скульптуры, представляет собой синтетическое искусство, в котором огромная роль отведена технической составляющей творческого процесса. С приходом звука и цвета, а также с развитием съемочной техники и оборудования, претерпел изменения и киноязык. Фильмы стали технически более совершенными и убедительными в создании запоминающейся иллюзии на большом экране. У режиссеров появилось больше инструментов и приемов для удержания и управления зрительским вниманием.

Съемка сцены, эпизода или даже целого фильма одним долгим планом – один из наиболее заметных и практически всегда эффектных приемов в арсенале желающих выделиться режиссеров. Прием не нов, но в последние годы стал чересчур популярным, а благодаря нескольким выдающимся картинам вышел на качественно иной уровень воплощения. Мы составили список из одиннадцати фильмов, в которых сцены без видимых склеек производят сильное впечатление и способствуют раскрытию истории.

ВЕРЕВКА (1948)

Картина примечательна тремя фактами. Это первый цветной фильм Альфреда Хичкока. Кроме того, это первая совместная работа знаменитого режиссера и актера Джимми Стюарта. Наконец, долгие планы и первая осознанная попытка снять без видимых склеек. Попытка провалилась, поскольку технически камеры тех лет были не в состоянии обеспечить подобный результат. Бобины хватало на 10 минут непрерывной записи. Поэтому Хичкок снял фильм десятью продолжительными планами по 7–10 минут каждый, которые монтировались через скрытые склейки. Сейчас фильм технически устарел, смотрится наивно и даже топорно в своем желании удивить приемом, но он был первым, поэтому заслуживает быть упомянутым.

Я – КУБА (1961)

Один из самых незаурядных и одновременно недооцененных фильмов своего времени. Картину о революции на Кубе сняли советский кинорежиссер Михаил Калатозов и оператор-постановщик Сергей Урусевский. Не будет преувеличением сказать, что картина имела все шансы стать огромным событием в мире кино благодаря своему изобразительному решению, но из политических соображений ленту положили на полку. В начале 90-х права на фильм были выкуплены Мартином Скорсезе и Френсисом Фордом Копполой, благодаря которым лента приобрела известность в профессиональных кругах. Фильм примечателен неповторимой и опережающей время манерой съемки. Урусевский снимал большую часть фильма с рук и на широкоугольный объектив. В ход шли также операторские тележки, канатные дороги и даже самодельный лифт для спуска и подъема с камерой. Разумеется, присутствует в картине и несколько сцен, снятых долгим планом с применением внутрикадрового монтажа, которые до сих пор смотрятся очень выигрышно. Чего только стоит эпизод с похоронной процессией, когда камера поднимается с уровня глаз людей, участвующих в церемонии, на верхний этаж дома через балкон, где расположено кафе.

СИЯНИЕ (1980)

В выдающемся триллере Стэнли Кубрика по роману Стивена Кинга присутствует продолжительная сцена с мальчиком, бегущим по ледяному лабиринту, и с ним же на велосипеде. Эпизод был решен продолжительным планом, который снимал оператор со стедикама. Это приспособление было изобретено за два года до съемок картины и успело пройти проверку на съемках РОККИ. Для картины Кубрика оператор и по совместительству изобретатель стедикама Гаррет Браун доработал систему, чтобы камера снимала на уровне мальчика, демонстрируя сцену с его точки зрения.

СЛАВНЫЕ ПАРНИ (1990)

Криминальная драма Мартина Скорсезе снискала славу в качестве одного из лучших голливудских фильмов о мафии. Продолжительная сцена прохода главного героя в ночной клуб снята с применением стедикама. Если верить легенде, то режиссер прибег к этому приему из-за невозможности снимать у главного входа. Трехминутный проход и знакомство с героями в клубе «Копакабана» были сняты с восьмого дубля.

НОЧЬ В СТИЛЕ БУГИ (1996)

Открывающая сцена раннего фильма одного из лучших американских режиссеров Пола Томаса Андерсона передает привет СЛАВНЫМ ПАРНЯМ. Камера демонстрирует вывеску клуба с верхней точки, после чего спускается и проникает в заведение, поочередно знакомя зрителя с семью героями кинофильма. По технике исполнения этот эпизод сложнее сцены из шедевра Мартина Скорсезе. Во время съемок группа также использовала стедикам.

ГЛАЗА ЗМЕИ (1997)

Брайан Де Пальма обожает снимать долгие планы и скрывать склейки. Как минимум в трех его картинах – КОСТРЫ ТЩЕСЛАВИЯ, ПУТЬ КАРЛИТО и ГЛАЗА ЗМЕИ – есть такие эпизоды, которые заслуживают попасть в этот список, но мы остановимся на триллере с Николасом Кейджем. Открывающая фильм сцена длится более двенадцати минут. Технически там есть пара спрятанных склеек, которые трудно заметить из-за умелого панорамирования камеры на стедикаме и монтажа.

Читайте также:  Магнитный момент кругового витка

КОМНАТА СТРАХА (2001)

Дэвид Финчер – это Орсон Уэллс своего поколения в плане работы с техниками съемки и технологиями. Оба автора состоялись в реалистичных жанрах, но при этом умудрились использовать самые передовые киноприемы. Финчер – один из первых постановщиков, активно начавших применять сцены с виртуальной камерой в триллерах. В остросюжетной картине о попытке ограбления элитной квартиры есть несколько эпизодов с парящей камерой через вентиляцию и перекрытия, но самый эффектный пролет и панорамы приходятся на сцену взлома жилища героини Джоди Фостер. Фильм включен в список благодаря мастерскому сочетанию реальной съемки с кадрами, сгенерированными полностью в графике.

РУССКИЙ КОВЧЕГ (2003)

Экспериментальный фильм Александра Сокурова примечателен тем, что является одной из первых картин наряду с ТАЙМ-КОДОМ, которые в действительности снимали одним дублем без склеек. С кинокамерой подобный трюк невозможно провернуть технически из-за ограничений по метражу пленки, но цифровые кинокамеры устранили этот барьер. Насколько известно, ленту удалось снять с третьего дубля. Кстати, фильм Сокурова длительное время удерживал пальму первенства среди российских картин по сборам за рубежом. Например, за океаном РУССКИЙ КОВЧЕГ заработал более трех миллионов долларов.

В удивительном фантастическом фильме Альфонсо Куарона выделяются две сцены, снятые длинным планом без склейки на монтаже. Сцена в автомобиле потребовала от кинематографистов эксплуатации системы DoggiCam с моторизированной головой, которую устанавливали на крыше. Камера на механической голове двигалась по двум осям и вращалась на 360 градусов. Заключительная сцена в городе также невероятно хороша и служит отличным примером выдающейся работы всей съемочной группы.

Знаменитый фантастический фильм уже упоминавшегося Альфонсо Куарона попал в этот список в качестве первого проекта, в котором настолько длинные планы созданы полностью в 3D. Пожалуй, чисто технически и постановочно сцены в картине ДИТЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ было сложнее снять, поскольку там работала реальная техника на настоящей местности с массовкой.

Третий фильм в списке, снятый оператором-постановщиком Эммануэлем Любецки, которому везет на режиссеров, любящих длинные планы. Драма Алехандро Иньярриту насчитывает свыше двухсот склеек, но все они умело спрятаны при помощи монтажа и композитинга, плюс реальные кадры здорово перемешаны с компьютерными. БЕРДМЭН – прекрасный образец талантливого совмещения съемочных приемов с возможностями цифровых инструментов современных программ для сложного монтажа.

Как снимался фильм-триумфатор «Оскара-2015» и откуда растут ноги у используемой в нём техники «непрерывной» съёмки

В ночь с 22 на 23 февраля триумфатором церемонии вручения престижной кинопремии «Оскар» стал фильм «Бёрдмэн» режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Однако, несмотря на все творческие достижения картины, зрители продолжают обсуждать её техническую сторону: история о рефлексии стареющей голливудской звезды выглядит как единая 119-минутная сцена без монтажных склеек.

TJ решил разобраться, как «Бёрдмэн» создавался, откуда растут ноги у этой техники «непрерывной» съёмки и какие ещё картины последних лет могут ею похвастаться.

Потайные склейки

Миф о «Бёрдмэне», который следует развеять первым делом: фильм не снимался единым непрерывным планом. Картина состоит из порядка сотни фрагментов, протяжённость самых длинных из которых составляет около десяти минут.

Чтобы достигнуть эффекта «неотключаемой камеры», оператор Эммануэль Любецки, отработавший эту технику ещё на фильме «Дитя человеческое», использовал потайные монтажные склейки. Чтобы их заметить, достаточно посмотреть некоторые фрагменты «Бёрдмэна» в замедленном воспроизведении.

Стоит рассмотреть, например, сцену, где Ригган (Майкл Китон) выходит из театра, чтобы совершить короткую прогулку до бара вместе с Майком (Эдвард Нортон). Камера в этом эпизоде сначала следует за главным героем, а после того, как тот открывает двери на улицу, на мгновение вылетает вперёд. В этот момент из обзора зрителя пропадают и двери, и сам Китон, который спустя секунду вновь появляется в кадре. Однако между съёмками Китона на улице и Китона внутри для актёра могли пройти часы или даже дни.

Для поддержания иллюзии непрерывности в этой сцене авторам нужно было всего лишь снять актёра, открывающего двери, а потом заменить находящийся за ними зелёный экран на кадры из следующей сцены. Трюк здесь состоял лишь в том, чтобы синхронизировать движения камеры в конце одного дубля и в начале другого таким образом, чтобы зрители не заметили перехода.

Дальше прогулку по Бродвею прерывают склейкой в тот момент, когда камера на мгновение переводит своё внимание на уличного барабанщика. Миллисекунды, пока она направлена в стену, авторам хватило для того, чтобы начать новую сцену.

Когда Майк приглашает Риггана в бар, камера на мгновение оказывается в темноте, позволяя авторам начать снимать эпизод внутри питейного заведения уже с нового дубля.

Призрачная камера

Похожим образом авторы действуют и когда им нужно «просунуть» оператора в какое-нибудь небольшое отверстие. В одном из эпизодов камера как будто бы пролетает в гримёрку Риггана через стальную решётку в окне, однако реализован этот трюк точно так же, как и выход главного героя из театра на Бродвей. До окна идёт один дубль, а в помещении — уже другой, и связывают их между собой только аккуратно наложенные на кадр цветы и решётка.

Компьютерную графику активно использовали и во всех эпизодах с зеркалами: иначе оператор неизбежно появился бы в одном из многочисленных отражений.

Читайте также:  Объектив рыбий глаз для чего нужен

Цифровой монтаж прямо в кадре

Во время работы над «Бёрдмэном» Иньярриту столкнулся с проблемой, которая чаще всего не беспокоит других режиссёров. Некоторые по-настоящему непрерывные эпизоды в фильме длятся по десять минут, и большое количество дублей не только стоило бы огромных денег, но и измотало бы всю съёмочную группу.

В эпизоде, когда главный герой знакомится с персонажем Эдварда Нортона, режиссёру понравились разные дубли для каждого из актёров, поэтому специалистам из студии Rodeo FX пришлось склеивать их между собой с помощью компьютерной графики. Задача была нетривиальной: камера в этом эпизоде вращалась вокруг Нортона и Китона, а фоновая обстановка в двух отснятых фрагментах отличалась.

По словам специалистов Rodeo FX, всего на двухчасовой фильм Иньярриту приходится девяносто минут спецэффектов, о большей части из которых зрители никогда не узнают. Например, когда Ригган громит свою гримёрку с помощью телекинеза, все разрушенные им объекты на самом деле выполнены с помощью фотореалистичной компьютерной графики.

В разговоре с TJ Илья Найшуллер, режиссёр фильма «Хардкор», целиком снятого от первого лица с элементами «однокадровости», поделился своим мнением о технической стороне «Бёрдмэна».

Илья Найшуллер,Музыкант, кинорежиссёр

Много «однокадровых» сцен фильма на самом деле собиралось из нескольких дублей. Так как камера всегда «гуляла», им приходилось строить 3D-декорации и привязывать всё это дело к живому миру. Что показательно, создатели «Бёрдмэна» дождались завершения наградного сезона чтобы разрушить миф о непрерывности сцен. Мне лично кажется, что именно такая графика достойна призов в первую очередь, ибо она абсолютно незаметна и при этом крайне эффектно погружает зрителя в происходящее на экране. В «Хардкоре» мы постоянно используем похожие трюки для склеивания кадров в примерно таких же целях — для погружения зрителя. Нам также важно ощущение однокадровости, при том что мы в погоне за ритмом отказались от полностью однокадрового фильма и порезали всё, что снижает темп повествования, сохранив ощущение непрерывности только в экшен-сценах.

Тем удивительнее, что эпизод, в котором главный герой выбегает на Таймс-сквер в одних трусах, действительно снимался на улице: у авторов не было денег ни на то, чтобы перекрыть площадь и заполнить её статистами, ни на то, чтобы отстроить декорации и нарисовать всегда оживлённый центр Нью-Йорка.

Поэтому режиссёр нанял барабанщиков, которые отвлекли внимание толпы от Китона в трусах, а актёр быстро и без лишнего шума пробежался по улице вместе с четырьмя членами съёмочной группы, а ещё восемь из них следили за толпой. К тому моменту, как зеваки поняли, что происходит, эпизод уже был отснят.

Истоки и перспективы

С точки зрения логики сами по себе длинные планы естественны для кино. Если взять смартфон и два часа снимать на него непрерывное видео, у любого желающего появится свой собственный «Бёрдмэн». Проблема только в том, что смотреться он будет скучно. Отсутствие или видимое отсутствие склеек накладывает на авторов множество ограничений, и интереснее всего наблюдать за тем, как кинематографисты с ними справляются.

Именно поэтому вся магия в якобы бесшовном «Бёрдмэне» заключается в его монтаже, а не в самих непрерывных планах — как бы парадоксально это ни звучало. Тот же «Русский ковчег» Александра Сокурова снят настоящим единым полуторачасовым планом, но за ним стоят утомительные репетиции, а не чудеса пост-продакшна.

Одним из самых ярких примеров «однокадрового» кино является «Верёвка» Альфреда Хичкока 1948 года. Основанную на одноимённой пьесе 81-минутную картину маэстро снял всего с девятью монтажными склейками, которые, как и его современные коллеги, всячески пытался скрыть.

Если говорить о режиссёре Иньярриту и операторе Любецки (оба мексиканцы), то их страсть к съёмкам длинными планами берёт начало в популярном среди мексиканских режиссёров тренде «plano secuencia» (единым планом). Приёмы из «Бёрдмэна» Любецки начал развивать ещё вместе с Альфонсо Куароном (тоже мексиканцем) при работе над фильмами «Гравитация» и «Дитя человеческое».

Но если «Гравитацию» с её до сих пор не превзойдённым 17-минутным «plano secuencia» во вступлении мир оценил по заслугам, то прорыв «Дитя человеческого» он начинает осознавать только сейчас. Способы помещать камеру в самую гущу событий и снимать экшен-эпизоды длинным планом Куарон и Любецки разработали ещё десять лет назад.

Для того, чтобы снять четырёхминутную непрерывную сцену нападения на машину для «Дитя человеческого», авторы фильма полностью перестроили автомобиль, так чтобы у него появилось два невидимых в кадре дополнительных водителя, а на крыше установили механизм, позволяющей камере протискиваться между актёрами, сидящими в салоне. И уже тогда Любецки и Куарон придумали прятать склейки в статичных кадрах — технологию, возведённую «Бёрдмэном» в абсолют.

В области «однокадровости» себя уже успело попробовать и телевидение: один из эпизодов сериала «Настоящий детектив» длится шесть нетронутых монтажёром минут, во время которых главный герой успевает поучаствовать в кровавом столкновении двух криминальных банд и полиции.

Длинные планы в кино используются уже давно, однако успех «Бёрдмэна» наверняка превратит их в тренд: не стоит удивляться, если ключевая экшен-сцена в одном из грядущих летних блокбастеров будет снята без склеек — по крайней мере, явных. Да и в грядущей череде экранизаций популярных компьютерных игр длинные планы придутся «к столу» — ведь сами по себе игры однокадровые с рождения.

Фанател от Любецки до того, как это стало мейнстримом,
Вадим Елистратов,
TJ

Ссылка на основную публикацию
Умные часы для детей xiaomi mi bunny
Детские смарт-часы Xiaomi, изготовленные из прочного пластика различных оттенков, предназначены для отображения текущего времени и дополнительной информации (например, о пройденной...
Телефон с камерой лучше чем у айфона
В России начинаются продажи смартфонов iPhone XS и iPhone XS Max. Цены в этот раз просто заоблачные — средняя (256...
Телефон с горизонтальной камерой
Сегодня мало кого можно удивить телефоном с двумя основными камерами. А вот сдвоенную фронтальную камеру встретишь далеко не в каждом...
Улучшить качество связи мтс
Усилитель сигнала МТС– специальный прибор, который необходим для того, чтобы предоставлять более сильный сигнал сотовой связи. Невозможно звонить или отправлять...
Adblock detector