Что значит двоеточие в паскале

Что значит двоеточие в паскале

  • Операторы вывода данных на экран Write("сп"); или Writeln("сп");

Здесь "сп" — список переменных.

Например, операторы Write(a, b, c); или Write(a); Write(b); Write(c); или Writeln(a, b, c); — выводят значения переменных "a", "b", "c" начиная с текущей позиции курсора. После вывода данных оператором Write("сп"); курсор остается за последним выведенным символом. Оператор Writeln("сп"); после вывода данных переводит курсор на первую позицию следующей строки. Например, для вывода значений переменных "a", "b", "c" в трех строках экрана следует написать:
Writeln(a); Writeln(b); Writeln(c);
Оператор Writeln; переводит курсор на начало следующей строки экрана. Оператор Write(‘Моя первая программа !’); выводит на экран указанный текст.
В операторах вывода допускается производить арифметические действия, например, оператор Writeln(32*a+Sin(x)); соответствует операторам b:=32*a+Sin(x); Writeln(b);
При выводе данных можно задавать формат вывода. Для этого после имени переменной ставится знак двоеточие " : " , например: Writeln(a:5:2); — при выводе значения переменной вещественного типа отводится 5 позиций (включая отрицательный знак и точку), из них 2 позиции отводится для вывода цифр в дробной части. При выводе значения переменной целого типа задается количество позиций для числа (включая отрицательный знак), например: Writeln(i:8);
При выводе значений символьных и строковых переменных формат определяет чис-ло позиций для вывода значения переменной (текста).
При выводе число или текст выравниваются по правому краю отведенного поля, например: если а:=5. 02;, то оператор Writeln(‘а=’, a:6:2); выведет на экран: а= _ _ 5. 02, если n:= ‘116’; s:= ‘Школа N’;, то оператор Writeln(s:7, n:6); выведет на экран надпись: Школа N _ _ _ 116 .
Для выравнивания числа или текста по левому краю отведенного поля первый знак формата задается отрицательным, например: оператор Writeln(‘а=’, a:-8:2); выведет на экран надпись: а=5. 02 оператор Writeln(s:7, n:-6); выведет на экран надпись: Школа N116 .
При недостатке количества позиций для вывода число или текст выводятся полностью, а формат игнорируется, кроме формата вывода дробной части числа. Если формат вывода не задавать, то значения целых и строковых переменных выводятся полностью, а вещественных — в экспоненциальной форме с количеством цифр, соответствующих типу переменной, например, оператор Writeln(‘а=’, a); выведет на экран надпись: a=5. 0200000000E+00 (тип Real), либо a=5. 02000000000000E+0000 (тип Double).
Приведем пример программы, выполняющей различные операции с переменными разного типа.

  • Операторы ввода данных с клавиатуры Read("сп"); или Readln("сп");

Здесь "сп" — список переменных.
Перед вводом данных с клавиатуры желательно вывести на экран поясняющее сообщение. Для этого в программу следует включить оператор вывода, например: Write(‘введите значение а=’); затем оператор Readln(a); При выполнении программы на экране появится надпись: введите значение а= . Оператор Readln(a); будет ждать ввода данных. Следует набрать на клавиатуре значение переменной "а", например, число и нажать клавишу Enter.
Для ввода значений нескольких переменных, например, a, b, c применяются конструкции вида: Readln(a); Readln(b); Readln(c); или Readln(a, b, c);
При вводе нескольких числовых данных, например, оператором Readln(a, b, c); необходимо после набора каждого значения переменной нажимать клавишу SpaceBar или Enter, а в конце ввода — Enter.
При вводе значений символьных переменных нажатие клавиши Enter приводит к присвоению символьной переменной значения кода клавиши Enter (#13), поэтому значения символьных переменных вводятся одна за другой без нажатия Enter или SpaceBar (#32). Например, оператор: Readln(с1, с2, с3, c4); ожидает ввода значений символьных переменных с1, с2, с3, c4, т. е. набора на клавиатуре символов, например: "У", "Р", "А", "!" и нажатия Enter. Тогда оператор Writeln(с1, с2, с3, c4); выведет на экран надпись: УРА!
Оператор Readln; без параметров служит для приостановки выполнения программы и ожидает нажатия клавиши Enter, т. е. применяется с целью приостановки вывода информации на экран для просмотра результатов. При вводе данных предпочтительнее использовать оператор Readln, поскольку оператор Read после срабатывания не считывает управляющий код (#13), который остается в буфере клавиатуры.
Приведем пример программы возведения положительного числа "x" в степень"n", т. е. y = x n . Расчет производится по формуле: y=Exp(n*ln(x)).

Читайте также:  Программа распознающая текст с картинки

Как и любой другой язык программирования, Паскаль имеет свой алфавит. Под алфавитом языка программирования понимают набор символов, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы.

Алфавит языка Паскаль включает:

  • Латинские буквы;
  • Цифры;
  • Специальные символы (+ — * / = ^ ( ) < >[ ] . , : ; ‘# $ и др.).

Для описания величин в языке Паскаль используются константы и переменные.

Константы – величины, не изменяющие своего значения в процессе выполнения программы.

Переменные – величины, в ходе выполнения программы могут быть неоднократно переопределены.

Типы констант и переменных

Паскаль позволяет использовать следующие типы констант и переменных:

  • Простые
  • целочисленный тип (integer);
  • логический (boolean);
  • символьный (char);
  • перечисляемый (задается перечислением всех возможных значений переменной);
  • интервальный (задается с указанием наибольшего и наименьшего значений);
  • вещественный (real);
  • Строковые
    • строка (string);
    • Структурированные
      • массивы (array);
      • записи (record);
      • множества (set);
      • файл (file);
      • Ссылочные.
      • Каждому из перечисленных типов соответствует свой набор операций по обработке данных. Так, для целочисленного и вещественного типов используются операции арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Для логического типа выполняются операции and – логическое и, or – логическое или, xor – логическое исключающее или, not – логическое не.

        Кроме того, Паскаль предусматривает возможность вычисления для каждого типа данных значений стандартных функций.

        В данной таблице приведены стандартные арифметические функции.

        Функция Назначение

        Вычисление косинуса числа

        Вычисление синуса числа

        Вычисление абсолютного значения числа

        Вычисление квадрата числа

        Вычисление квадратного корня числа

        Вычисление арктангенса числа

        Вычисление экспоненты числа

        Вычисление натурального логарифма числа

        Вычисление четности числа

        Вычисление целой части числа

        Примечание: Во всех тригонометрических функциях число x указывают в радианах.

        Переменные и константы с помощью знаков операций, стандартных функций и круглых скобок могут связываться в выражения. Правила их записи близки к соответствующим правилам записи математических выражений. При вычислении значений выражений устанавливается следующий приоритет выполнения операций:

        Операции одного и того же старшинства выполняются слева направо в порядке их появления в выражении. Выражения в круглых скобках вычисляются в первую очередь.

        Любая программа, написанная в Паскаль, строится в соответствии с рядом правил, определяющих ее структуру. В частности, в состав любой программы должны входить три раздела:

        • Объявления и соглашения;
        • Тексты процедур и функций;
        • Основной блок программы.

        Лишь в простейших программах второй из перечисленных разделов может отсутствовать. Каждый раздел имеет в свою очередь составные части, так что в целом структуру программы, написанной на языке Паскаль, можно представить следующим образом.

        Раздел объявлений и соглашений

        Кроме того, в программе могут использоваться комментарии – любой текст, ограниченный (*…*) или <…>. Комментарий может быть помещен в любом месте программы.

        Рассмотрим более подробно назначение каждой части программы.

        Заголовок программы состоит из зарезервированного слова Program и идентификатора – имени программы.

        В строке Uses производится подключение используемых в данной программе библиотек (стандартных модулей). Паскаль содержит ряд модулей, в том числе:

        • System – системный модуль низкоуровневых программ поддержки языка Паскаль; подключается автоматически, даже при отсутствии ссылки на него в строке uses;
        • Dos и WinDos – модули поддержки часто используемых функций MS DOS и Windows;
        • Crt – модуль управления режимами вывода информации на экран;
        • Printer – модуль управления выводом информации на печать;
        • Overlay – модуль управления оверлеями языка Паскаль; позволяет выполнять программы, которым требуются большие объемы памяти;
        • Strings – используется при написании программ, совместимых с Windows;
        • Graph – модуль для работы с графикой.
        Читайте также:  Прослушка ребенка через телефон программа

        В разделе описания меток содержатся сведения об используемых в программе метках. Переход по ним выполняется оператором goto. Метки отделяются от помечаемого оператора знаком “:”, должны быть описаны, могут быть целочисленными (от 0 до 9999) или идентификаторами. Каждая описанная метка обязательно должна появиться в программе.

        Для описания констант используется ключевое слово const, имя константы, знак “=” и значение константы:

        В разделе описания типов Type программист может задавать свои типы, сформированные на основе определенных правил с использованием стандартных типов.

        В разделе Var описываются переменные, используемые в программе:

        В списке переменных их имена отделяются запятой, в качестве имени типа можно использовать один из стандартных типов или идентификатор типа, объявленного в разделе Type. Описанные таким образом переменные могут использоваться в пределах блока, где они были описаны, а также во всех вложенных блоках, если в них эти переменные не описаны повторно.

        В разделе текстов процедур и функций в соответствии с определенными правилами производится описание процедур и функций.

        Процедура

        Процедура имеет следующую структуру:

        Раздел объявлений процедуры может включать подразделы Label, const, type, var для обявления локальных меток, постоянных, типов и переменных собственно. Слово «локальный» означает, что все перечисленные объекты могут быть использованы только в рамках данной процедуры или других подчиненных ей процедур.

        Функция

        Описание функций отличается по структуре от описания процедур только заголовком:

        Функция – это особый вид процедуры, результатом разботы которой является единственное значение. С этим значением связывается имя функции, в то время как име процедуры служит только для ее вызова.

        Основной блок программы состоит из ряда операторов и является выполняемой частью программы. Он начинается со слова Begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Операторы языка Паскль не привязаны к определенной позиции строки. В одной строке можно указывать несколько операторов. Исполняемые операторы отделяются друг от друга знаком « ; ».

        Допускается перенос с одной строки на другую частей операторов (но без разделения ключевых слов).

        Как было указано выше, основной блок программы представляет собой некоторый набор операторов.

        Оператор – неделимый элемент программы, который позволяет выполнить определенные действия.

        Операторы должны записываться строго в соответствии с правилами, установленными для данного языка программирования. Рассмотрим основные операторы языка Паскаль.

        Оператор присваивания

        Данный оператор предписывает запомнить некоторое значение в переменной. Значение и индентификатор переменной разделены парой знаков « := ». Типы объектов с обеих сторон данного знака должны строго совпадать, за исключением того случая, когда тип переменной – real, а тип выражения – integer.

        Общий вид оператора:

        Операторы ввода/вывода

        Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты. Ввод данных с клавиатуры дисплея выполняется операторами:

        Читайте также:  Родословное дерево для детского сада шаблоны

        Где — последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

        При выполнении оператора read (readln) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяют пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.

        Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами:

        Выражения в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln.

        Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение.

        займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 – шесть позиций на экране.

        При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия.

        Если х =3,14159, то оператор

        займет для вывода переменной х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробной части х (т.е. значение х будет округлено до 3,14).

        Для того, чтобы прокомментировать выводимые значения, в список ввода можно помещать строки любых символов, заключенные в одинарные кавычки – апострофы.

        При выполнении фрагмента программы

        На экран будет выведено:

        Приведем пример Паскаль-программы.

        Задача – составить программу для подсчета суммы двух заданных чисел. Для этого необходимо ввести текст в память компьютера и сохранить на диске под именем pr1. Далее запустить программу на выполнение. При наличии ошибок внести соответствующие исправления. Получить результаты работы программы.

        лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

        Стандартные функции языка Pascal

        Арифметические функции (основные)

        Функция Назначение Тип результата
        abs (x) абсолютное значение аргумента совпадает с типом аргумента
        sqr (x) квадрат аргумента совпадает с типом аргумента
        sqrt (x) квадратный корень аргумента вещественный
        cos (x) косинус аргумента вещественный
        sin (x) синус аргумента вещественный
        arctan (x) арктангенс аргумента вещественный
        exp (x) ex вещественный
        ln (x) натуральный логарифм вещественный
        int (x) целая часть числа вещественный
        frac (x) дробная часть числа вещественный

        Функции преобразования типов

        round (x) — округляет вещественное число до ближайшего целого.
        trunc (x) — выдает целую часть вещественного числа, отбрасывая дробную.

        Пользовательские функции Pascal

        Функция в Паскале — это подпрограмма, которая в отличие от процедуры всегда возвращает какое-либо значение. Для этого в теле функции её имени присваивается вычисленное значение — результат, который она возвращает.

        • Функция – это подпрограмма, результатом работы которой является определенное значение.
        • Функции используются для:
        • выполнения одинаковых расчетов в различных местах программы;
        • для создания общедоступных библиотек функций.
      • Синтаксис:
      • заголовок начинается служебным словом function
      • описание формальных параметров (тех, значения которых передаются из основной программы в функцию):

        параметры-переменные — параметры, значения которых становятся доступны и в основной программе (возвращаются в программу)

        тип возвращаемого функцией результата описывается в конце заголовка функции через двоеточие:

      • Вызывается функция в теле основной программы, только если ее имя фигурирует в каком-либо выражении. В отличие от процедуры, которая вызывается отдельно.
      • Внутри функции можно объявлять и использовать локальные переменные:
      • Ссылка на основную публикацию
        Чем чистить датчик абсолютного давления
        ВСЁ СВОИМИ РУКАМИ 12.06.2018 . . После покупки Шевроле Лачетти оказалось, что эта первая моя машина, на которой был установлен...
        Фото авы удаленного вк
        Рабочий способ который на 100 процентов поможет вам вернуть и восстановить вашу удаленную фотографию в социальной сети вконтакте. Мы постарались...
        Фото внутренностей айфон 6
        Шаг 1 Время обзора iPhone 6! Давайте посмотрим на некоторые технические спецификации: Процессор Apple A8 с 64-битной архитектурой Копроцессор движения...
        Чем хорош увлажнитель воздуха отзывы
        у нас на работе стоял, попеременно двигали каждый к себе поближе, ибо да, с ним как-то лучше, мне лично глазам...
        Adblock detector