Что такое dab тюнер

Что такое dab тюнер

DAB/FM-ТЮНЕР PRIMARE T23

МОЕ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С РОК-МУЗЫКОЙ СОСТОЯЛОСЬ В КОНЦЕ 60-Х, КОГДА ДОМА ПОЯВИЛАСЬ «СПИДОЛА» С РАСТЯНУТЫМИ КВ-ДИАПАЗОНАМИ. ДОЛГИЕ ГОДЫ ЭТА КОРОБКА С ВЫДВИЖНОЙ АНТЕННОЙ БЫЛА ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ, И Я ОЧЕНЬ ЖАЛЕЮ, ЧТО ОНА НЕ ДОЖИЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ. И ДАЖЕ СЕЙЧАС, КОГДА ЛЮБОЙ МУЗЫКИ ПОЛНО И НА ДИСКАХ, И В ИНТЕРНЕТЕ, ДОЛЖЕН СОЗНАТЬСЯ, ЧТО ОТНОШУСЬ К РАДИО С КАКИМ-ТО ОСОБЫМ ПИЕТЕТОМ.

Несмотря на то, что с каждым годом растет количество станций и качество сигнала не сравнить с прошлым веком, отдельный FM-тюнер редко можно увидеть в домашней аудиосистеме. Действительно, большинство вещателей сейчас делают упор на слушателей, коротающих часы в автомобильных пробках, но если пошарить в эфире, можно найти массу весьма познавательных передач для серьезных меломанов.

Именно на таких и рассчитан тюнер T23 шведской компании Primare Systems AG. Это полноценный (и довольно тяжелый, нужно сказать) компонент в стандартном 430-миллиметровом корпусе. Дизайн типично праймеровский — вынесенная вперед лицевая панель, лаконичный дисплей с зеленой подсветкой и ряд выпуклых блестящих кнопок. Аппарат выполнен по аудиофильской идеологии — кратчайший путь сигнала, выходные каскады на транзисторах MOSFET с активной нагрузкой и источник питания на трансформаторе R-Core. Цифровые схемы синтезатора частоты и управления питаются от отдельных обмоток, чтобы свести к минимуму их взаимное влияние. Да и в самом источнике имеются фильтры, отсекающие ВЧ-помехи, приходящие от сети.

Должен оговориться сразу: самый продвинутый, цифровой тракт с ЦАПами PCM1738 и преобразователями ток/напряжения на OPA2134 востребован не будет, если только вы не собираетесь взять тюнер в какую-нибудь европейскую страну. Отдельная секция под крышкой корпуса отведена под DAB-тюнер, а вещание в этом формате на территории России не ведется. Более того, поскольку система наземная, пытаться поймать лепесток европейского спутника, заходящего на нашу территорию, как, например, телевидения DVBS, бесполезно. Кстати, в Европе, охваченной DAB-вещанием почти на 100%, за последние пару лет восторги по поводу этого формата заметно поутихли. Чтобы уложить полосы нескольких станций (см. подверстку «Что такое DAB?») в довольно узкий пакет, на передающем конце приходится сильно компрессировать сигнал. В результате вместо обещанного «CD-качества» получается mp3 с низким битрейтом. Поэтому в Англии, например, в последнее время приобретают все большую популярность прямые FM-трансляции из концертных залов. В этом случае в предельно коротком тракте нет никакой обработки, кроме простейших лимитеров, и, по мнению меломанов, по аутентичности звучания такие передачи даже превосходят компакт-диск, даже несмотря на ограниченный частотный диапазон 30 — 15000 Гц. У нас пока станций с приличным сигналом раз-два и обчелся (лучшая из них, по моему мнению, «Орфей», но она вещает не в FM, а УКВ-диапазоне на 72,14 МГц, так что на импортном тюнере ее не послушаешь). Но хочу надеяться, что уж если мы пролетели с цифрой, то, возможно, со временем появится больше приличных станций на FM.

Но вернемся к T23А. В нем есть очень полезная опция, позволяющая управлять с пульта тюнера всеми компонентами Primare. Для этого их нужно подключить по интерфейсу RS232. По нему же можно включать сам тюнер и выбирать любую из предварительно пойманных станций. В FM-диапазоне предусмотрено 40 таких пресетов, в DAB — 10. Настраиваться лучше с пульта, поскольку кнопки на лицевой панели предназначены лишь для выполнения базовых операций.

Дисплей матричный, двухстрочный. На него выводится частота принимаемой станции, режим (моно/стерео), текущее время, а также вся информация, передаваемая по системе RDS. В последней поддерживается режим PTY (Program Type), т.е. поиск станции по заданной тематике. Разумеется, это возможно, если вещатель закладывает соответствующие коды в основной сигнал.

Подключив FM-антенну, настроил тюнер. Удобно то, что помимо фиксированной настройки предусмотрена и тонкая, с шагом 0,05 МГц. Сканирование бесшумное, и лишь после надежного захвата несущей сигнал выдается на выходные гнезда. Перебрав большинство станций, перечисленных в таблице, понял, что реально качественный сигнал дают в эфир немногие из них. Типичная проблема хорошего источника в том, что он беспощадно обнажает все недостатки записи (в данном случае — трансляции), из-за чего приходится более тщательно отбирать материал для прослушивания. Широкий частотный и динамический диапазон оказался у «Радио Джаз» (89,1 МГц), «Серебряного Дождя» (100,1 МГц), «Максимум» (103,7 МГц) и, как ни странно, разговорной станции «Эхо Москвы» (91,2 МГц). Большинство передач «Эха» идут в прямом эфире, а не с жесткого диска, поэтому сигнал почти не компрессируется, а за счет этого прекрасно передается атмосфера студии и малейшие нюансы артикуляции.

На музыке T23 продемонстрировал прекрасное отношение сигнал/шум (правда, для улучшения этого показателя стоит вынести антенну на улицу), четкое разделение каналов и правильный тональный баланс. Последнее обстоятельство в основном обусловлено чистотой верхнего диапазона и отсутствием в нем слышимых искажений.

Вообще говоря, при таком обилии музыкальных форматов совсем не сложно найти станцию по вкусу, так что такой тюнер вполне может заменить CD-проигрыватель. Да и с дисками суетиться не придется. l

Стандарт наземного цифрового вещания Digital Audio Broadcasting начал разрабатываться в конце 1980-х консорциумом EUREKA-147, в который входили 12 компаний. В 1994-м он начинает широко внедряться в Европе (американцы предпочли спутниковое радио, а японцы — кабельное).

Европейская система DAB основывается на тех же базовых принципах и технологиях кодирования и модуляции сигналов, что и цифровое телевидение DVB. В частности, для модулирования несущей радиоканала используется технология COFDM, а компрессия звукового сигнала осуществляется по алгоритмам MPEG. При этом радиостанции транслируются в составе общего блока, называемого мультиплексом. В этом же пакете может присутствовать и дополнительная информация — текстовая и графическая, т.е. получается нечто вроде расширенной RDS. В Британии одновременно с музыкой передается и реклама, например, расписание концертов с телефонами для заказа билетов и т.д.

Читайте также:  Как поменять оперативную память на ноутбуке acer

Самое интересное, что и СССР пытался участвовать в этом проекте под эгидой ленинградского ВНИИРПА. В конце 80-х было даже организовано опытное вещание в Пскове в диапазоне 100 — 108 МГц, который предназначался для цифрового радио. Начать же регулярные трансляции планировалось в Ленинграде, для чего туда был завезен и смонтирован передатчик DAB. Но он так ни разу и не вышел в эфир, т.к. не удалось получить у чиновников ГКРЧ разрешение на вещание, и опытную зону в Пскове свернули.

Усилитель Cambridge Audio Azur 840A ($1360).

Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).

Межблочные кабели Linn Silver Balanced Interconnect ($545).

Акустический кабель Legacy TL Speaker ($1030).

Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).

Мы столько мечтали о замене цифрой аналоговых технологий в 80-х и 90-х, что и не заметили, как по многим направлениям дошли до финальной стадии этого процесса. Стадию эту называют analog switchoff — то есть, буквально, «отключение аналога». Наступает она тогда, когда цифровая версия той или иной технологии, продукта, процесса, перетягивает на себя доминирующее число пользователей — и версию аналоговую принимается решение отключить.

Решение может быть как рыночным (как с аудиопластинками, которые перестали выпускать из-за отсутствия спроса), так и «спущенным сверху» (как с телевидением, которое постепенно заменяют цифровым). Но в любом случае последние годы показали, что сразу после этого обнаруживаются неожиданные сильные стороны аналога, которые не хотелось бы терять. То есть и возвращаться вроде как стыдно, и отворачиваться совсем неправильно!

Мы уже видели как это происходит с музыкой и звуком вообще, книгами, газетами и журналами (вспомните «Тоску по аналогу»). Теперь предстоит пережить то же самое с радио. Не сразу, правда, и не скоро, но — процесс отключения пошёл. Первой решилась на него Норвегия, которая до конца года намеревается принудительно перевести все государственные радиоканалы на цифровое вещание, одновременно отключив FM. Вслед за ней тем же курсом направляются Швейцария, Великобритания, Дания и некоторые другие. И понаблюдать за этим процессом стоит хотя бы уже для того, чтобы потом не наступать на обнаруженные грабли.

Аналоговый радиоприёмник был вещью практически вечной: даже модели, выпущенные полвека назад, могут использоваться до сих пор. Цифровые приёмники столько точно жить не будут! Смена стандартов, вероятно, заставит обновлять их так же часто, как сегодня мы обновляем мобильные телефоны.

Норвегия начинает плановое отключение государственных FM-станций прямо с этой недели. В течение года они перестанут вещать в формате FM и будут переведены в DAB. Что такое FM — всем известно. Под этим термином одновременно понимают как диапазон (УКВ: 88 — 108 МГц на Западе, или вниз до 65 МГц в соцблоке), так и метод модуляции (частотная). Всю вторую половину XX века FM служил синонимом качественного звука: частотная модуляция в совокупности с ультракороткой длиной волны позволяют передавать стереосигнал и разместить в диапазоне десятки станций. Недостатки у FM есть, например, небольшая дальнобойность (по сравнению с СВ и КВ; FM слышно лишь чуть дальше пределов прямой видимости), но это не помешало ему стать стандартом де-факто для музыкального вещания в городах.

И вот теперь грядут перемены. DAB (от digital audio broadcasting — цифровое аудиовещание) штука сравнительно новая: публичные опыты с ней начались лишь во второй половине 90-х. Смысл: передача в эфир цифрового, а не аналогового сигнала, со скоростью 128 кбит/с, в диапазоне чуть выше FM, с применением помехоустойчивого кодирования и популярного в прошлом компрессора MP2. Приёмник, соответственно, необходим цифровой, то есть его придётся покупать новый, но это обещает серьёзные выгоды. Вообще, выгода от перевода радио на цифровой стандарт, круговая: в выигрыше абсолютно все!

Во-первых, DAB выгоден регуляторам радиовещания: они смогут продать больше лицензий и уместить в диапазоне больше станций (цифровой сигнал меньше подвержен искажениям от соседних по частоте).

Во-вторых, DAB выгоден держателям радиостанций, потому что позволяет в разы эффективней нагружать передатчик, а ещё вести зашифрованные трансляции, доступные только платно.

В-третьих, DAB выгоден слушателям. В отличие от аналогового вещания, качество которого падает непрерывно по мере удаления от станции, качество вещания цифрового неизменно высокое — до некоторого критического расстояния, после которого мощность принимаемого сигнала падает ниже допустимой и приём прекращается, либо ошибок становится слишком много.

Такова теория. И расскажи кто-нибудь такое ещё пятнадцать лет назад, когда свирепствовала мода на замену аналога цифрой, никто бы не усомнился в правдивости этих слов. Однако сегодня уже около половины радиослушателей в упомянутых выше странах используют DAB ежедневно. И отзывы… так себе! Почему? Называются несколько причин.

Забегая вперёд: DAB уже устарел и должен быть заменён на более современный стандарт. Но хуже того, в разных странах внедряются разные варианты цифрового радио. В России, например, утверждён в качестве приоритетного международный стандарт DRM.

Читайте также:  Ippon innova rt инструкция

Во-первых, оказалось, что помехозащищённость цифровой радиопередачи сильно преувеличена. О том, что такой сигнал не принять даже на небольшом удалении от городов, никто уже даже и не вспоминает: радиус приёма цифровых станций всегда меньше, чем для FM. Но даже в городах и на крупных дорогах, из-за сложного ландшафта и расстояний, бывают зоны, в которых DAB-сигнал слабеет ниже допустимого. И тогда цифра проявляет себя с худшей стороны: звук либо пропадает вовсе, либо превращается в бессмысленное бульканье — тогда как FM-станция была бы слышна хоть и с помехами, но разборчиво! Сюда же стоит добавить, что цифровой приёмник значительно сложней и дороже, а также капризничает при движении с большой скоростью: уже двигаясь быстрее 120 км/ч, он снижает качество приёма.

Во-вторых, вдруг всплыло, что DAB — стандарт устаревший. В нём принято кодировать звук с помощью MP2, который (при используемых скоростях передачи) не даёт и близкого к CD и даже FM качества звучания! Когда опыты с DAB только начинали ставить, это не имело значения, но сегодня, когда речь зашла о полном отключении FM, ситуация предстала в ином свете. Решение есть: стандарт DAB+ использует современный кодек из семейства MPEG-4, вот только старые DAB-приёмники с ним несовместимы! И это навлекло на сторонников DAB подозрения в нечестной игре: что если замена FM на DAB задумана только для того, чтобы корпорации нажились на продаже новых приёмников, и потом наживались каждый год на апгрейдах?

Наконец, в-третьих, у многих вызывает сомнение заявленная готовность DAB-станций к чрезвычайным ситуациям. Государственные радиостанции ведь используются в том числе для передачи сигналов оповещения населения о ЧС. Но если FM могли принять все, то DAB в той же Норвегии — дай бог чтобы каждый второй житель (у остальных попросту нет цифровых приёмников). А ещё цифровые коммуникации имеют знаменитое свойство «падать» первыми при стихийных бедствиях и катастрофах. Не повторится ли это с DAB?

В итоге вопрос о разумности отключения FM уже не кажется праздным. Вытеснит ли когда-нибудь цифровое радио аналоговое? Или останется лишь необязательным дополнением к древней, но никак не устареющей технологии? Как считаете вы?

ГКРЧ рассмотрит вопрос о цифровом радио стандарта DAB+

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) на своем заседании, намеченном на 16 апреля 2018 г., планирует рассмотреть вопрос о внедрении в России цифрового радиовещания стандарта DAB+. Это следует из повестки заседания комиссии, которая имеется в распоряжении CNews.

Как ожидается, ГКРЧ выделит неопределенному кругу лиц частоты в диапазоне 174-230 МГц для строительства сетей DAB+. Инициатором рассмотрения вопроса является госпредприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), занимающаяся эфирным теле- и радиовещанием.

На комиссии будет рассмотрен отчет госпредприятия «Научно-исследовательский институт радио» (ФГУП НИИР) о возможности работы в России сетей DAB+ и условиях их электромагнитной совместимости с действующими сетями. Исследование, проведенное НИИР, показало возможность работы DAB+ параллельно с иными радио-электронными средствами, использующими данный диапазон, включая аналоговое и цифровое телевидение, военное оборудование, передатчики «Роскосмоса» и др.

Пресс-служба РТРС подтвердила CNews, что на заседании ГКРЧ организация будет докладывать об итогах проведенного на ее сети испытания работы DAB+. Испытания подтвердили возможность использования данного стандарта.

Минкомсвязи опасается, что цифровизация разрушит рынок радиовещания

Разговоры о цифровизации радиовещания пошли в России с конца 1990-х годов одновременно с разговорами о цифровизации телевещания. Изначально для цифрового радио планировался к использованию ориентированный на ультракороткий диапазон стандарт DAB, предшественник стандарта DAB+.

Но никаких работ в этой области не было осуществлено. В 2008 г. начались работы по цифровизации телевидения в стандарте DVB-T. Тогда же было решено, что для цифрового радио будет использоваться другой стандарт – DRM, предназначенный для вещания на коротких волнах. Но и в области DRM также не было осуществлено каких-либо значимых работ.

В 2015 г власти начали думать над стандартом DAB+. В Москве было проведено исследование возможностей его работы, по итогам которого ГКРЧ должна была принять решение о возможности распределения частот для данного стандарта. Однако принятие решения было отложено для проведения дальнейших испытаний.

Впрочем, в коридорах власти еще нет единого мнения, стоит ли запускать в России цифровое радио. Как сообщил CNews замминистра связи Алексей Волин, он вступает против цифровизация радиовещания: переход на цифру приведет к росту числа вещателей и убьет рынок радиовещания, так как рекламных бюджетов на всех не хватит.

Какая скорость нужна для того, чтобы музыка не казалась «однообразной»

Стандарт DAB был утвержден в Европе в 1995-1997 гг. Он может работать в диапазоне от 30 МГц до 3 ГГц и обеспечивать скорость входного потока от 8 Кбит/с до 384 Кбит/с. DAB использует технологию кодирования MPEG Audio Layer 2. Благодаря этому стандарт обеспечивает качество вещания, схожее с компакт-дисками, хотя для их воспроизведения нужна значительно большая скорость — 1,4 Мбит/с.

DAB+ — усовершенствованная версия стандарта DAB. Данная технология может работать в диапазонах от 47 МГц до 3 ГГц. Скорость входного потока составляет от 8 Кбит/с до 172 Кбит/с с поддержкой частот дискретизации 16 кГц, 24 кГц, 32 кГц и 48 кГц. В стандарте используется более современная, чем в DAB, технология аудиокомпрессии – MPEG-4 He-AAC v2. Это позволяет осуществлять вещание большего числа радиостанций на одной частоте.

Читайте также:  Новая космическая станция россии

Так, согласно приложенному к материалам ГКРЧ отчету Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского и Ю.А. Гагарина, у DAB для качественного вещания необходима скорость 192-256 Кбит/с, для нормального — 128 Кбит/с. У DAB+ для качественного вещания нужна скорость 64 Кбит/с, для нормального – 48 Кбит/с. Соответственно, если стандарт DAB позволяет уместить в одном мультиплексе 12 радиоканалов, то DAB+ — 18.

В тот же время авторы отчета из НИИР считают заблуждением, что качественное вещание в DAB+ можно обеспечить на скорости 64 Кбит/с, увеличив тем самым общее число каналов. В отчете НИИР говорится, что в Швейцарии вещание DAB+ ведется на скоростях 64-84 Кбит/с. Это приводит к характерным для цифрового сжатия искажениям звука, что особенно заметно в музыкальных программах, которые становятся довольно однообразными.

В результате заявленная для цифрового радио цель – обеспечивать вещание с качеством, сопоставимым с компакт-дисками – не удается достичь, констатируют в НИИР. Более того, большинство платных и бесплатных музыкальных сервисов в интернете работают со скоростями от 192 Кбит/с до 360 Кбит/с. Соответственно, для качественного вещания DAB+ необходима скорость 128 Кбит/с, тогда как при скоростях в районе 64 Кбит/с цифровое радио становится рядом с ними неконкурентным.

Что кроме звука может передавать DAB+

Особенностью стандартов DAB/DAB+ является возможность передачи сигнала управления динамическим диапазоном (DRC), который может использоваться в приемнике для сжатия динамического диапазона воспроизводимого звукового сигнала в условиях шума. Также данная технология будет полезна для лиц с ослабленным слухом.

DAB+ передает мультиплексированный поток данных, в которых одновременно осуществляется передача нескольких программ. Мультиплекс содержит: данные звуковых программ; вспомогательные данные, включая данные, связанные с программой (канал PAD); информацию о конфигурации мультиплекса (MCI) и служебный канал (SI).

В результате пользователь цифрового радио помимо непосредственно звукового сигнала, получает дополнительные функции приемника (управление динамическим диапазоном), текстовое отображение выбранной информации в канале SI (информацию о выбранной программе), дополнительные возможности для выбора других программ и одну или несколько служб передачи данных общего характера (например, канал сообщений о дорожном движении – TMC).

Стандарт DAB+ может поддерживать технологии условного доступа, позволяющие передавать звук только определенному кругу абонентов (например, оплатившим подписку). Также присутствует возможность организовать дополнительный канал передачи данных за счет каналов, не используемых для передачи звука, со скоростью до 16 Кбит/с. У приемников есть и радиоинтерфейс для обмена данными с ПК.

Передачу данных можно обеспечить и в канале PAD со скоростями от 0,66 Кбит/с до 64 Кбит/с. Это осуществляется за счет уменьшения пропускной способности звукового канала. В канале можно передавать динамическую индикацию метки программы и идентификации службы, причем поддерживается декодирование базового языка разметки гипертекста (HTML) и изображений в формате JPEG.

Вместе с программой передается и служебная разметка (SI): наименование программы; время и дата; перекрестная ссылка на ту же или подобную программу, передаваемую в другой группе программ или одновременно службой аналогового AM- или FM-вещания; расширенная служебная метка для услуг, связанных с программой; информация о программе; опознаватель передатчика и канал сообщений о дорожном движении (TMC, может использовать синтезатор речи в приемнике).

Возможно и автоматическое переключение на альтернативные каналы выбранной программы (например, в FM-диапазоне). Для того, чтобы приемник мог получать доступ к каждой или ко всем отдельным радиопрограммам с минимальной задержкой, для переноса информации о текущем и последующем содержании мультиплекса используется канал информации быстрого доступа (FIC). Этой информацией является информация о конфигурации мультиплекса (MCI).

Какие страны Европы решили полностью отказаться от аналогового радио

В Европе идет активное внедрение технологии DAB+. Норвегия еще в прошлом году начала поэтапный отказ от аналогового радиовещания в пользу цифрового. Швейцария намерена осуществить аналогичный переход в 2020 г. Также DAB+ внедряют в Австрии, Германии, Италии, Дании, Бельгии и Латвии. За пределами Европы данный стандарт используется в Таиланде.

В то же время авторы отчета из НИИР предупреждают об опасности резкого перехода от аналогового вещания к цифровому: большинство автотранспортных средств еще не оборудованы приемниками DAB+, а, значит, отказ от аналогового вещания плохо скажется на дорожной обстановке из-за невозможности принимать сигнал экстренных и аварийных служб.

Трехстандартные радиоприемники и смартфон с поддержкой цифрового радио

Для обеспечения ассортимента совместимых радиоприемников Европейский институт телекоммуникационных систем разработал стандарт Euro DAB, согласно которому абонентское оборудование должно поддерживать сразу три технологии: FM, DAB и DAB+.

Также британская некоммерческая организация Radioplayer представила интерфейс HMI, который позволяет приемнику автоматически переключаться между FM/DAB/DAB+ в зависимости от качества вещания. А в 2016 г. южно-корейская LG представила первый в мире смартфон с поддержкой DAB+ — LG Stylus 2.

Российский стандарт цифрового радио

Альтернативой DAB+ является российский стандарт цифрового радио «Равис». В 2015 г. ГКРЧ поручила провести испытания данного стандарта. Разработчик «Равис» Александр Дворкович сообщил CNews, что испытания в конце 2017 г. начались в Казани, а в скором времени они будут проведены и в Ижевске.

«Мое мнение, что в России следует внедрять отечественный стандарт, — говорит Дворкович. – Технология «Равис» имеет целый ряд технических преимущества перед DAB+: она обеспечивает лучшее шумоподавление, передачу объемного звука и даже видео». В качестве приемников в «Равис» можно использовать микрокомпьютеры с дополнительными USB-модулями или телевизионные приставки.

Ссылка на основную публикацию
Чем чистить датчик абсолютного давления
ВСЁ СВОИМИ РУКАМИ 12.06.2018 . . После покупки Шевроле Лачетти оказалось, что эта первая моя машина, на которой был установлен...
Фото авы удаленного вк
Рабочий способ который на 100 процентов поможет вам вернуть и восстановить вашу удаленную фотографию в социальной сети вконтакте. Мы постарались...
Фото внутренностей айфон 6
Шаг 1 Время обзора iPhone 6! Давайте посмотрим на некоторые технические спецификации: Процессор Apple A8 с 64-битной архитектурой Копроцессор движения...
Чем хорош увлажнитель воздуха отзывы
у нас на работе стоял, попеременно двигали каждый к себе поближе, ибо да, с ним как-то лучше, мне лично глазам...
Adblock detector