Что приобрела россия после распада ссср

Что приобрела россия после распада ссср

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик. непоследовательность национальной политики породила многочисленные

противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия

переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь

народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность. Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала

растущее недовольство в республиках.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР

в республиках Прибалтики. В ноябре 1988 г. Декларацию о

государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные

документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР

(1990 г.). 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном

суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов

над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни

вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР

(декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и

его преобразование в демократическое федеративное государство.

В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной

резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями

девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров

поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект

предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ). Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа

государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его

здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение

сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП —

Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. Центром августовских событий стала Москва. Вгород были введены войска.

Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники

партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин

призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им

как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского

президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась

деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей

государственной структуры. События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о

создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех

суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С.

Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. Тогда же была достигнута

договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских

Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству

Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское

Россия после распада СССР.

Россия унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, около 60 % его экономического и научно-технического потенциала, большую часть территории, богатой природными ресурсами. В то же время в наследие Российской Федерации достались и серьезные проблемы, такие, как долговые обязательства бывшего СССР (около 70 млрд долларов), изношенность основных фондов промышленности (около 70 %). Экономика страны в начале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости, в том числе продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов. Это угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После развала СЭВ(совет экономической взаимопомощи)и распада СССР внешние экономические связи страны пришли в полное расстройство.

В этих условиях Президент Б.Н. Ельцин сформировал правительство, в котором ключевые посты заняли молодые сторонники реформ — исполняющий обязанности премьер-министра Е.Т.Гайдар(р. 1956), вице-премьерыА.Н. Шохин(р. 1951) иА.Б. Чубайс(р. 1955). Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ее быстрого пере¬вода на рельсы рыночного хозяйства. Предложенный ими путь вывода страны из кризиса стали называть шоковой терапией.

Реформы начались с либерализации цен. т.е. отказа от их государственного регулирования. Снимались ограничения па частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Стала осуществляться приватизация.

Приватизация — передача (или продажа) части государственной собственности в частные руки. С 1 октября 1992 г. гражданам страны выдавались приватизационные чеки — ваучеры. Они давали право на приобретение акций предприятий. Началась приватизация жилья. Граждане России получили право перевести занимаемые ими квартиры в личную собственность, которой можно было распоряжаться по своему усмотрению. В стране возник рынок жилья.

Возросла степень открытости общества. Граждане России получили более широкие возможности доступа, чем когда-либо в прошлом, к достижениям науки и культуры зарубежных стран, приобретению импортных товаров, туризму.

Политическое развитие России в 1991-1999 гг.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР

была переименована в Российскую Федерацию — Россию. Отсутствие четкого разграничения полномочий между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов — с другой, вызывало острое 330

противостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного

проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские

декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т.

Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, Но это не сняло напряженности в обществе и во

взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о

доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. свыше половины поддержали президента и проводимую им

социально-экономическую политику. Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б. Н.

Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и

Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть

депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от

власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой. Противостояние двух сил вызвало вооруженные столкновения в Москве 3-4 октября, в ходе которых было убито свыше ста человек. Одержав верх, Президент приступил к ликвидации советов по всей стране. Одновременно на декабрь 1993 г. был намечен референдум по новой Конституции и выбор нового парламента.

Читайте также:  Хорошая сплит система для квартиры отзывы

Российская Конституция 1993 г.12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была

принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим

федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой

государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей

власти — законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно

закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего

законодательного органа РФ. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право

Политические партии в Государственной Думе. В декабре 1993 г. состоялись выборы в

новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации,

состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли

представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная

партия и КПРФ. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин.

В июне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы — первые выборы Президента суверенной России. Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) победу одержал Борис Николаевич Ельцин. 31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н.

Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу

правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской

Социально-экономическое развитие 1992-2003 гг.

Рост безработицы. Все большие масштабы приобретал рост преступности и криминализации экономики. Процветали взяточничество и рэкет со стороны чиновников и криминальных структур. Резко увеличилось количество бездомных детей, живущих попрошайничеством и мелкими приработками.

17 августа 1998 г. глава Кабинета заявил о дефолте— отказе правительства от обязательств погашения внешних и внутренних долгов страны. Была проведена деноминация рубля. деноминация — это уменьшение нулей в денежной единице, например, было 10000 старых рублей, стало 10 рублей новых.

Внешняя политика России в к. XX- н.XXI века

присоединение России к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира" (1994 г.). В мае 1997 г. были урегулированы спорные вопросы между Россией и Украиной путем подписания договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. 1996 г. в Московском Кремле в торжественной обстановке президенты России и Белоруссии Б.Ельцин и Лукашенко подписали "Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России". С избранием президентом В. В. Путина российская дипломатия предприняла новые шаги по преодолению последствий «холодной войны». Россия в одностороннем порядке ликвидировала военные базы во Вьетнаме и на Кубе. Успешно развивалось двустороннее торгово-экономическое сотрудничество России с Индией, странами исламского мира. Расширилось международное сотрудничество в сфере борьбы терроризмом. Возрастающие масштабы приобретает сотрудничество в мирном освоении космического пространства, борьбе с негативным воздействием загрязнения окружающей среды на жизнедеятельность человека.

После распада СССР Российская Федерация стала самостоятельным государством, хотя декларация о независимости была принята еще в рамках Советского Союза в июне 1990 г.

В России после распада СССР существовала достаточно сложная по структуре политическая система, которая сложилась в результате политических реформ, начатых еще в годы перестройки.

Ельцинское время

Во главе государства стоял президент (Б.Н. Ельцин), избранный всенародным голосованием 12 июня 1991 г., который одновременно возглавлял правительство.Фактически президент являлся высшим должностным лицом в государстве и одновременно главой исполнительной власти. Законодательную власть олицетворял двухпалатный Верховный Совет, имевший функции контрольного и распорядительного органа, что позволяло ему вмешиваться в сферу исполнительной власти.

Россия после распада СССР представляла жесткую борьбу исполнительной и законодательной властей.

Судебную власть представлял Конституционный суд.
Таким образом, попытка разделения властей на практике не удалась, правовая основа государства носила переходный характер. Ситуация усугублялась отсутствием оформленных политических партий. Все это, в условиях неудачи первого года реформ, привело к глубокому конституционному кризису 1992 – 1993 гг.

Основная борьба развернулась вокруг проекта новой конституции. Конституционная комиссия Верховного Совета закончила свою работу к осени 1993 г., и представила проект, где закреплялась ведущая роль парламента. Однако по указу президента был создан альтернативный орган – Конституционное совещание, которое также представило свой проект основного закона. Его основной смысл – ликвидировать власть Советов и закрепить президентскую республику.

Противостояние президента и Верховного Совета привели к трагическим событиям 3-4 октября 1993 г., когда произошли вооруженные столкновения на улицах Москвы, а руководители антипрезидентской оппозиции были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум по новой конституции и выборы в нижнюю палату нового парламента – Государственную Думу, большинство мест в которой заняли коммунисты (КПРФ). С одной стороны, прошедшие выборы несколько стабилизировали обстановку в стране, с другой – парламент оказался оппозиционным по отношению к президенту. Ситуация не изменилась и в ходе следующих выборов (декабрь 1995 г.), когда победу вновь одержала оппозиция.

В этих условиях началась подготовка к президентским выборам.

Перевыборы Ельцина

Ельцин сумел убедить избирателей, что он является гарантом прогресса, демократии и свободы. Большое значение для победы Б.Н. Ельцина на выборах имел ряд его указов социальной направленности (о ликвидации долгов по зарплате, пенсиям и т.д.), а также начало переговоров с чеченскими лидерами о прекращении боевых действий. В итоге Б.Н. Ельцин одержал победу во втором туре над лидером коммунистов Г.А. Зюгановым.
Однако борьба президента и Думы продолжалась. Главным предметом разногласий оставалось кризисное положение российской экономики, следствием чего стала частая смена правительств. Финансовый кризис августа 1998 г. обострил политическую ситуацию, в условиях которой Госдума попыталась отстранить президента от власти, но неудачно.
19 декабря 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу. КПРФ хотя и набрала наибольшее число голосов по сравнению с другими партиями (24 %), но большинство в Думе получили партии либеральной направленности. Результаты выборов оказали непосредственное влияние на решение Б.Н. Ельцина уйти в отставку.

31 декабря 1999 г. он передал исполнение обязанностей президента РФ В.В. Путину. В ходе досрочных выборов 26 марта 2000 г. В.В. Путин набрал 52,5 % голосов избирателей, что означало его победу в первом туре.

Начало времени Путина

Новый президент выступил под лозунгом сильного государства, которое обеспечивает свободу личности. Начинает выстраиваться жесткая вертикаль власти путем создания семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента.

Основными приоритетами власти стали: повышение жизненного уровня населения, борьба с преступностью, но в то же время неприкосновенность собственности.

Экономические преобразования

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ. Их цель – полный слом плановой системы и командных методов управления экономикой, а также переход к рынку. Идеологом нового экономического курса стал Е.Т. Гайдар. Он и его сторонники придерживались концепции “шоковой терапии”, которая предполагала полный отказ государства от всякого регулирования и вмешательства в экономику.
Основными направлениями реформ стали:

  • либерализация цен и торговли;
  • приватизация государственной собственности и жилья;
  • свобода внешнеэкономической деятельности.
Читайте также:  Пылесос hoover tre 1420 019 отзывы

Отказ правительства от регулирования экономики привел к катастрофическим последствиям: резко возросли цены, упала покупательская способность населения, увеличились тарифы на перевозки, начался кризис неплатежей и т.д. На VII Съезде народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) работа правительства Е.Т.Гайдара была признана неудовлетворительной.

Новым главой правительства был назначен В.С. Черномырдин и внесены коррективы в экономическую политику. Вместо “шоковой терапии” был взят курс на постепенный переход к рынку, при поддержке со стороны государства отечественной промышленности.
Несмотря на это, продолжался спад производства, усиливалась сырьевая ориентация экономики, увеличивался дефицит госбюджета, снижался уровень жизни населения.

Причинами неудач экономических реформ стали:

  • схематичный перенос западных макроэкономических моделей на российскую почву без учета местной специфики;
  • географический фактор (в силу рискованных природно- климатических условий на большей части территории страны необходимы государственные дотации);
  • изначальная нехватка внутренних ресурсов на проведение реформ и неоправданная надежда на помощь со стороны Запада;
  • отсутствие продуманной программы реформ.

В марте 1997 г. президент отправил правительство в отставку, поводом к чему стала всероссийская акция протеста, организованная профсоюзами. В.С. Черномырдин сохранил пост главы правительства, однако в марте 1998 г., под угрозой новой Всероссийской акции протеста, он был заменен С.В. Кириенко. Новым правительством была выдвинута антикризисная программа (расширение прав налоговых органов, ужесточение контроля над импортно-экспортными операциями, снижение тарифов на транспортные перевозки и т.п.), реализация которой связывалась с получением очередного займа у МВФ.

Однако просчеты во внутриэкономической политике (ставка делалась не на развитие производства, а на продажу государственных ценных бумаг для пополнения бюджета) и неблагоприятная мировая конъюнктура (кризисы на азиатских биржах и падение цен на нефть) привели к финансово-экономическому кризису. Зарплата и инфляция были несовместимы. 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по внешним и внутренним обязательствам (дефолт), а 23 августа последовала отставка правительства.

Поиск наиболее оптимального пути выхода из кризиса продолжался в течении года. Правительство РФ последовательно возглавляли Е.М. Примаков (сентябрь 1998 – май 1999 гг.), С.В. Степашин (май – август 1999). В.В. Путин (август 1999 – март 2000 гг.).

С начала 1999 г. в российской экономике обнаружились благоприятные тенденции, что было связано как с внутренними, так и с внешними факторами. Для оживления экономики была введена единая ставка налога на доходы (13 %). Для предотвращения утечки капиталов усиливается контроль за внешнеторговой деятельностью. Рост мировых цен на нефть и на энергоносители также способствовали развитию российской экономики.
В июне 2000 г. правительство М.М. Касьянова приняло программу развития на 10 лет, направленную на защиту интересов производителей, реформирование банковской системы, укрепление национальной валюты, проведение налоговой и жилищно-коммунальной реформ. В то же время правительство объявило одним из приоритетных направлений своей деятельности социальную политику.
В настоящее время продолжается процесс реформирования Российского государства. Основными приоритетами остаются регулируемая рыночная экономика, усиление законности и порядка, развитие демократических институтов, укрепление вертикали власти, повышение жизненного уровня российских граждан.

Геополитическое положение

  1. Первая половина 90-х годов. Этот этап характеризовался явной прозападной ориентацией (главным образом, на США) в ущерб национальным интересам и налаживанию отношений со странами ближнего зарубежья (СНГ).
  2. Со второй половины 90-х годов и до настоящего времени. В этот период был преодолен явный “прозападный крен” во внешнеполитическом курсе страны, осознана первостепенная важность тесного сотрудничества со странами СНГ.

Разработаны новые концепции внешней политики и политики национальной безопасности России (2000 г.). Они сочетают национальные интересы страны с широкими интересами мирового сообщества.

Россия исходит из того, что глобальные проблемы (экология, наркобизнес, терроризм, распространение ядерного оружия, межнациональные конфликты и т.д.) можно решить только совместными усилиями.

Российское руководство выступает против концепции “однополярного мира” (господство США в мире) и отстаивает модель “многополярного мироустройства”, в котором главная роль отводится коллективным механизмам поддержания мира и безопасности.
С этой целью Россия активно выступает за поддержание отношений с НАТО (в 2002 г. подписано новое соглашение о сотрудничестве), за повышение статуса ООН и ОБСЕ, за развитие экономических и политических связей с Европейским Союзом (ЕС).

В то же время активизировалась политика России в отношении азиатских стран (Китай, Индия, Ирак и др.).
Российское руководство последовательно продолжает курс на ограничение ядерных вооружений. В мае 2002 года, во время визита Дж. Буша в Москву, был подписан дополнительный договор о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Пока неясны последствия заявления в 2018 году американского президента Дональда Трампа о выходе из договоров о сокращении которые он назвал “неудачной сделкой, заключенной с Россией”.

распад россия геополитический республика

Россия не только выиграла от ликвидации Союза, но и потеряла, если сравнить ее нынешнее геополитическое положение с тем, которое имело Российское государство до октября1917 г. Ее территории сжались, западные границы отодвинулись на восток. Она утратила самые важные порты и выходы к морю на Балтике. Известно, что Россия граничит с тремя балтийскими государствами, два из которых уже сегодня официально предъявили претензии на ее территорию. Отношения с Эстонией, Латвией и Литвой далеки от идеала и вполне очевидно, что в ближайшем будущем иными не станут. Здесь проблемы и границ, и прав человека в этих государствах и контрабанды в огромных размерах. С обретением странами Балтии независимости Россия потеряла четыре стратегически важных торговых порта на Балтийском побережье — Новоталлиннский, Рижский, Вентспилс и Клайпедский и в обозримом будущем компенсировать эти потери ей едва ли удастся. В1992 г. перевалка одной тонны нефти через Вентспилс обходилась России в 7 долларов США, или почти 60 рублей. К тому же, если учесть уязвимость коммуникационного сообщения с Калининградской областью через Литву, то значение «прибалтийской зоны» становится очевидным. Россия озабочена также всплеском контрабандного вывоза стратегических товаров в страны Балтии. В середине1992 г., по оценкам Таможенного комитета России, ежесуточно с российской территории контрабандным путем в Балтийские государства переправлялось товаров на сумму 5-7 млн. рублей (металлы, особенно цветные, бензин, строительные материалы, древесина, валюта, драгоценные металлы).

В связи с отсутствием законодательного оформления границ у России возникло множество территориальных споров. Помимо споров со странами Балтии, у России существуют серьезные разногласия с Украиной по поводу Крыма, который Россия потеряла по воле Хрущева. Существует еще свыше 30 пограничных территорий, которые могут быть поводом для политических осложнений. В самом деле, три крупные русские области с целинными землями и богатыми природными ресурсами в свое время по росчерку сталинского пера отошли к Казахстану. Независимость Среднеазиатских и Закавказских республик изменила политическую структуру на юго-восточных границах России. В самой России независимыми объявили себя Татарская и Чеченская республики. Созданы немецкие национальные районы в Поволжье, на Алтае и в Сибири. Находящаяся в Грузии Юго-Осетинская республика стремится к объединению с Северо-Осетинской в составе Российской Федерации. Резко обострилась политическая обстановка на Северном Кавказе. Здесь произошли кровопролитные столкновения между Северной Осетией и Ингушетией. В декабре1994 г. по существу началась война самой России с Чечней. Потребуется немало времени для цивилизованного решения всех перечисленных проблем.

Читайте также:  Голосовой набор текста в word 2007

После распада СССР страна столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. В этой связи приведем оценку состояния экономики России, данную в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 6 ноября1993 г. о социально-экономическом положении страны: за январь — сентябрь1993 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года произведенный национальный доход сократился на 15 %, объем промышленного производства — на 16,5 %, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн. рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.

Социально-экономическую и политическую обстановку начала 90-х гг. характеризуют и такие негативные явления, как большая волна преступности в различных сферах, коррупция, взяточничество, открытый бандитизм. Отметим, что коррупция была всегда: и в России дореволюционной, и в России социалистической. Но в современных условиях ее масштабы несоизмеримы. Причины ее расцвета заложены в тех процессах, которые проходят в современном российском обществе: становление рынка; появление богатых, так называемых «новых русских»; приватизация по существу за бесценок.

В годы перестройки казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление трудовой мотивации. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.

Ожидания не оправдались.

Во-первых, потому, что к началу 90-х гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым, и прежде всего финансовым и политическим, условиям воспроизводства.

Во-вторых, потому, что к этому времени был практически полностью дискредитирован созидательный труд, фальсифицирован социальный статус работника, отвергнуты ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты.

В-третьих, потому, что была дезорганизована система управления экономикой. Корпоративные интересы чиновников привели к созданию замкнутых структур, подменявших народнохозяйственные цели корыстными планами новых групп, стремительно овладевших всем тем, чем до политики «перестройки» они только управляли.

Наконец, в-четвертых, потому, что под прикрытием реформ развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты многоплановы и опустошительны.

Российский географ А.И. Трейвиш видит в произошедших изменениях не только минусы, но и плюсы.

Оценим вначале минусы:

· Россия вернулась к границам примерно XVII-XVIII вв., от России откололась четвертая часть территории бывшего СССР с почти половиной населения.

· Россия лишилась значительной части портов. Она имеет теперь ограниченный выход в Черное и Балтийские моря, хотя на Севере и Дальнем Востоке сохранила широкий выход к морям открытого океана.

· Россия лишилась ряда житниц, курортных районов.

· Россия стала более северной страной и удалилась от ряда мировых транспортных путей.

· Страна потеряла практически все свои геополитические зоны влияния, так называемые защитные оболочки, в которых происходит геополитическая переориентация, большими темпами идет процесс дезинтеграции в СНГ.

· Границы не обустроены, к тому же появился анклав-Калининградская область.

· За пределами России остались этнические русские меньшинства; не решены проблемы беженцев и выведенных из-за рубежа войск.

· На границах и периферии России появились «горячие точки».

· Долгое время страна пребывала в экономическом и политическом кризисе. Армия не отвечала современным требованиям.

· Как полноправный наследник бывшего СССР Россия, взяв на себя его внешние требования и обязательства, не может избавиться от старых геополитических проблем. Подписанный Россией 15 мая 1992 г. Договор о коллективной безопасности СНГ привел, например, к погружению России в этнические, религиозные и политические проблемы Центральной Азии. Дело не только в обязательствах по Договору, проблема сложнее. Россия стала страной без настоящих государственных границ на большом протяжении. Она вынуждена соблюдать свои территориальные интересы, оставаясь на так называемых имперских границах и попадая в «ловушки» в Таджикистане, на Кавказе, в Крыму и Приднестровье. Кроме того, Россия расплачивается за волюнтаризм в международных делах, в размещении производительных сил и т.п. Что касается размещения производства, то вопреки утверждениям о том, что, будучи «центром», Россия эксплуатировала периферийные республики, это неверно. Характерной чертой прежней роли России как центра, наоборот, был ее огромный безвозмездный вклад в развитие окраин, причем зачастую в ущерб себе (достаточно сопоставить депопулирующую деревню Нечерноземной России и относительно процветающую сельскую местность периферийных республик). Россия прилагала огромные усилия, чтобы вывести на столбовую дорогу европейской цивилизации все среднеазиатские республики. В противном случае они остались бы, возможно, на уровне Афганистана.

К плюсам потери империи можно отнести:

* В пределах России остались лучшие по качеству, составу и конкурентоспособности на мировом рынке естественные ресурсы.

* Здесь сконцентрированы самые мощные научные силы бывшего СССР.

* Хотя континентальность территории России увеличилась, все же сохранились выходы в Черное и Балтийское моря (хотя бы по одному современному порту, причем в пределах областей, а не автономий Российской Федерации). На 20,3 тыс. км2 сухопутных границ России приходится 38,2 тыс. км2 морских границ. Соотношение, таким образом, два к одному в пользу морских границ. В то же время, располагая значительным ледокольным флотом, Россия до сих пор не использует в интересах международной торговли Северный морской путь — кратчайшую водную трассу между Европой и Японией.

* Россия сохранила контакты со всеми соседями из числа развитых стран.

* Страна остается уникальным транзитным коридором через Евразию.

«Итак, Россия остается обширнейшей трансконтинентальной державой с мощным поясом стран-соседей и с переходным, контактным положением между Европой и Азией» [А.И. Трейвиш, 1995, с. 16].

Ссылка на основную публикацию
Чем чистить датчик абсолютного давления
ВСЁ СВОИМИ РУКАМИ 12.06.2018 . . После покупки Шевроле Лачетти оказалось, что эта первая моя машина, на которой был установлен...
Фото авы удаленного вк
Рабочий способ который на 100 процентов поможет вам вернуть и восстановить вашу удаленную фотографию в социальной сети вконтакте. Мы постарались...
Фото внутренностей айфон 6
Шаг 1 Время обзора iPhone 6! Давайте посмотрим на некоторые технические спецификации: Процессор Apple A8 с 64-битной архитектурой Копроцессор движения...
Чем хорош увлажнитель воздуха отзывы
у нас на работе стоял, попеременно двигали каждый к себе поближе, ибо да, с ним как-то лучше, мне лично глазам...
Adblock detector